Учебно-методический комплекс по дисциплине "Культура общения" (Содержание курса. Темы практических и/или семинарских занятий)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Наиболее типичные искажения в процессе социального восприятия: «эффект ореола»; характерные ошибки восприятия; «фактор превосходства»; «фактор привлекательности», их характеристика.

Понятия «социальные стереотипы» и «каузальная атрибуция», их характеристика.

Тема 13. Самоподача в общении

Самоподача в общении как способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера.

Понятие имиджа. Приоритетные качества, влияющие на решение проблемы имиджа: коммуникабельность, рефлексивность, эмпатичность, красноречивость; нравственные ценности, психическое здоровье, способность к межличностному общению; жизненный и профессиональный опыт личности. Их характеристика.

Создание внешнего облика и его значение в деловом общении.

Искусство нравиться.

Тема 14. Коммуникативная сторона общения

Понятие коммуникации, коммуникативная компетентность. Основные функции коммуникации, их характеристика.

Особенности передачи информации. Модели коммуникационных сетей. Направления передачи информации.

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности как проявление её коммуникативной компетентности. Коммуникативный потенциал личности.

Тема 15. Умение слушать

Слушание как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

Понятие нерефлексивное слушание, его характеристика. Рефлексивное слушание как процесс активного вмешательства в речь собеседника.

Приемы рефлексивного слушания.

Тема 16. Эго-состояния и речевое общение

Трансактный анализ Э.Берна. Понятие эго-состояние. Состояние Родителя, его виды и проявления. Состояние «Ребенка», его характеристика, состояние «Взрослого», его признаки и характеристика.

Тема 17. Манипуляции в общении

Характеристика манипуляций в общении. Понятие организационно-процедурные манипуляции, их разновидности.

Психологические манипуляции, как использование приемов, выводящих собеседника из равновесия.

Логические манипуляции. Их разновидности.

Правила нейтрализации манипуляций: отслеживание изменений ситуации; анализ механизмов манипулятивного воздействия; способы нейтрализации манипулятивных уловок. Манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости». Манипуляции, направленные на унижение оппонента.

Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.

Понятие конфликтоген.

Раздел 3. Основные направления повышения культуры делового общения

Тема 18. Культура делового общения

Понятие культура речи. Правильность, коммуникативная целесообразность, точность высказывания, логичность изложения, ясность и доступность, чистота речи, выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность, уместность, как критерии культуры речи. Их характеристика.

Тема 19. Ненормативная лексика в нашей жизни

Уровни русского языка: высокий литературный язык, разговорный язык, бытовой жаргон, нецензурный язык (сквернословие), мат, их использование в нашей жизни.

Взаимосвязь проблем языка и проблем жизни.

Группы понятий, используемых в нашей жизни: «психологическое «благоухание» языка» - «психологическое «зловоние» языка», «музыкальность языка» - «немузыкальность языка»;  «самовозвышение средствами языка» - «самоунижение и самоуродование средствами языка»;  «целебные свойства языка» - «ядовитые свойства языка», их характеристика.

Тема 20. Культура речи в деловом общении

Язык, как инструмент общения. Культура речи делового человека, ее характеристика. Достоинства и недостатки устной речи.

Понятие функциональный стиль, его характеристика.

Использование троп в деловом общении. Сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, олицетворение,  - как используемые тропы.

Тема 21. Особенности межкультурной деловой коммуникации

Понятие межкультурная деловая коммуникация, ее характеристики. Типы культур мира: моноактивные, полиактивные и реактивные и их характеристика (концепция Р. Д. Льюис). Типы реакции на другую культуру и ее представителей.

Национальные особенности представителей разных национальностей (американцев, англичан, французов, немцев, японцев, китайцев и других).

Тема 22. Национальные черты деловых людей, их проявление в общении.

Моноактивные, полиактивные и реактивные культуры мира, их характеристика.

Типы реакции на другую культуру и ее представителей: отрицание различий культур, защита собственного культурного превосходства, минимизация культурных различий, принятие существования межкультурных различий, адаптация к новой культуре, интеграция и в родную, и в новую культуру.

Национальные особенности американцев, англичан, немцев, французов, итальянцев, японцев, китайцев. Их учет в деловом общении.

Национальные особенности русских.

5. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И / ИЛИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1. Общение в системе общественных и межличностных отношений

Тема 9. Психогеометрическая типология

Цель: научить студентов проводить диагностику своих личностных и профессионально-значимых качеств при помощи психогеометрического теста; самостоятельно обрабатывать и интерпретировать материал; оформлять интерпретацию; проанализировать каждый параметр по группе.

Объект исследования: личность студента

Оборудование:

1.  Стимульный материал (рисунок круга, квадрате, прямоугольника, треугольника, зигзага).

2.  Интерпретация.

3.  Обобщение групповых результатов.

Ход работы:

Провести самообследование с помощью психогеометрического теста

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
223 Kb
Скачали:
0