Невербальные средства общения. Кинетические и фонационные средства общения

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Культура общения

Тема: «Невербальные средства общения»

Цель: дать студентам знания о значении невербальной коммуникации в культуре общения. Учить читать «человека как книгу»; формировать умение применять полученные знания на практике.

План:

1.  Функции и особенности невербальной коммуникации.

2.  Кинетические средства общения.

3.  Фонационные средства общения.

1 вопрос. В процессе общения для передачи информации, выражения мыслей и чувств люди используют не только слова. Огромную роль играют также невербальные средства (от англ. non-verbal - без использования слов, несловесный). Как подчеркивают исследователи, невербальная коммуникация порой дает нам гораздо больше сведений, чем слова. А известный французский писатель Ф. Ларошфуко, живший в XVII в., утверждал: «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов».

В научной литературе к основным видам невербальных средств относят: кинетические, или кинесические (жест, прикосновение, поза, мимика, взгляд и др.), и фонационные (интонация и ее составляющие: тон, сила звучания, тембр, пауза и др.).

Исследованием невербальной коммуникации занимаются представители разных наук: психологии, лингвистики, педагогики, медицины, риторики, физиогномики и др. Большую роль в исследовании невербальных средств общения сыграли известные труды Дарвина («Выражение эмоций у человека и животных», 1872), Кречмера («Физические данные и характер», 1925), Шелдона («Вариации физических характеристик человека», 1940), Эфрона («Жесты и окружающая среда», 1941), Холла («Немой язык», 1959), Фаста («Язык тела», 1970) и др.

Существенный вклад в изучение невербального общения внесли отечественные исследователи: Б.Ф. Ломов, И.Н. Горелов, В.А. Лабунская, Г.В. Колшанский, В.П. Морозов, Е.И. Файнберг и др.

Значительное развитие в 60-х гг. XX в. получила паралингвистика (от греч. para - около и лингвистика) - раздел языкознания, изучающий невербальные средства, включенные в речевое сообщение и передающие смысловую информацию.

Ученые подчеркивают, что вербальные и невербальные средства являются важными интегральными частями единой коммуникативной системы. И хотя невербальные средства не входят в систему языка, не являются речевыми единицами, речевое сообщение не может осуществляться без паралингвистического сопровождения.

Невербальные средства общения выполняют различные функции:

1)  дополняют вербальное сообщение, передавая тот же смысл («Передайте, пожалуйста, эту книгу» - указательный жест);

2) замещают пропущенный вербальный компонент («Вы пойдете сегодня на семинар?» - отрицательный жест);

3) вносят дополнительную информацию (иногда противоречащую смыслу вербальной, например, положительный вербальный текст, произнесенный соответствующим образом, может приобрести отрицательную окраску);

4) регулируют вербальную коммуникацию (например, заканчивая предложение, вы понижаете голос, отворачиваетесь, давая партнеру понять, что вы все сказали, теперь его очередь говорить);

5)  выражают эмоции (так, опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы свидетельствуют о гневе);

6) показывают отношение к собеседнику (например, собеседник нравится - улыбка, долгий взгляд; собеседник не нравится - взгляд в сторону, равнодушный тон, тело повернуто в другую сторону);

7)  отражают собственные личные качества (я общительный - широкие жесты, энергичный тон и др.).

Важной особенностью невербальных средств по сравнению с вербальными является их ситуативность.Невербальные сообщения отражают то, что происходит с людьми в процессе взаимодействия «здесь» и «сейчас», в рамках конкретной ситуации, определенного контекста. Тон голоса, его громкость, интенсивность, жесты, мимика, движения указывают только на нынешнее состояние говорящих, их отношение друг к другу и предмету разговора в момент общения. Вербальные же сообщения могут существовать независимо от их автора, информировать об отсутствующих предметах и явлениях.   

Следует учитывать, что многие невербальные действия непроизвольны, спонтанны и подсознательны, трудно поддаются контролю, даже если люди пытаются скрывать свои намерения или эмоции.

Необходимо иметь в виду, что невербальный язык гораздо более неустойчив и вариативен по сравнению с языковыми средствами. В общении далеко не всегда удается четко разграничить жестовый знак

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
117 Kb
Скачали:
0