Рабочая программа дисциплина «Деловое общение» (практикум), специальность «Документационное обеспечение управления и архивоведение», страница 3

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Сущность общения, понятие культуры общения. Место общения в структуре социальной деятельности

1.2. Структурные стороны общения

Основные понятия:

-  общение деловое,

-  манипулятивное,

-  светское общение

-  коммуникация

-  перцепция,

-  идентификация,

-  эмпатия,

-  рефлексия,

-  установки,

-  казуальная атрибуция

-  синтония,

-  визуальная, кинестетическая, аудиторская, репрезентативная системы.

Основные знания:

-  фонетика и виды общения;

-  функции и трудности общения;

-  характеристика профессионального общения;

-  коммуникация как процесс передачи информации, ее виды;

-  перцептивная сторона общения;

-  интерактивная сторона общения,

-  межличностный конфликт

-  этапы общения,

-  структура речевого общения,

-  невербальные средства общения,

-  вербальные средства общения

-  о восприятии друг друга в процессе общения, механизмах восприятия и его эффектах,

-  о законах  организации восприятия;

-  о трансактном анализе,

-  о манипуляциях,

-  о приемах пересечения манипуляций;

-  синтоническая  модель общения,

-  определение желаемых результатов,

-  сенсорная острота,

-  конгруэнтность,

-  раппорт,

-  ресурсное состояние,

-  пойнтеры.

Основные умения:

-  выделение качеств, важнейших для межличностного общения;

-  уметь понимать значение невербальных средств общения;

-  отработать приемы идентификации, эмпатии, рефлексии;

-  уточнить представление студентов об особенностях общения в процессе взаимодействия с людьми,

-  определять свою ведущую репрезентативную систему и своего собеседника

Общение как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; как реализация социальных отношений людей. Виды общения: контакт масак, примитивное, формально ролевое, деловое, духовное, манипулятивное, светское.

Трудности общения: инструментальные, возрастные, информационные, регуляторные. Специфика делового общения.

Этапы входящие в процедуру общения. Понятие коммуникации. Вербальные средства коммуникаций, их структура. Слушание, его виды. Невербальные средства коммуникации: кинесика, такесика,  проксемика  и экстралингвистика.  Коммуникационный процесс и его основные функции: информативная, интерактивная, экспрессивная.

Этапы общения: потребность в общении, ориентировка в целях и ситуациях общения, ориентировка в личности собеседника, планирование, содержание общения, восприятие и оценка ответной реакции собеседника, корректировка.

Структура речевого общения: значение и смысл фраз,  речевые, звуковые явления, выразительные качества голоса.

Невербальные средства общения: кинесика, мимика, пантомимика, такесика, праксемика.

Вербальные средства общения: эффективность передачи информации.

Понятие «социальная перцепция». Психологические механизмы восприятия в межгрупповом общении. Формирование образа другого человека. Факторы превосходства, факторы привлекательности, факторы отношения к ним. Механизмы понимания другого человека: идентификация, эмпатия, рефлексия. Эффекты восприятия: проекции субъекта  на объект, эффект новизны, установки, ореола, стереотипов. Понятие казуальной атрибуции, их закономерности.

Главное содержание общения – это взаимодействие на партнера. Понятие трансактного анализа, концепция Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джондвинса. Разные позиции в общении: «родитель», «взрослый», «ребенок». Разные виды манипуляций. Защита от манипуляций.