Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения

Адаптивность - способность к приспособлению, у разных людей различна и отражает уровень как врождённых, так и приобретённых в жизни качеств человека. Отчасти адаптивность генетически обусловлена особенностью обмена веществ, различием биохимических реакций, способом реагирования на стрессорные воздействия. Многие учёные подчёркивают тесную зависимость адаптивности от состояния защитных сил организма в целом, от его биоэнергитического потенциала, от природных способностей человека, определяющих в самом широком смысле его обучаемость. Выявлена и безусловная зависимость адаптивных возможностей человека от особенностей функционирования его нервной системы, силы или слабости процессов возбуждения и торможения, их подвижности или инертности, их баланса.

Поступление ребёнка в школу - переломный период его социализации, оно несёт с собой серьёзные испытания его адаптационных возможностей. Практически ни у одного ребёнка переход от дошкольного детства к школьному обучению не совершается плавно. Новый коллектив, новый режим, новая деятельность, новый характер взаимоотношений требуют от малыша новых форм поведения. Приспосабливаясь к новым условиям, детский организм мобилизует систему адаптационных реакций. Процесс адаптации к школе, как и к любому новому жизненному обстоятельству, проходит несколько фаз: ориентировочное, неустойчивое и относительно устойчивое приспособление.

Неустойчивое приспособление характерно для многих школьников. Сегодня достаточно широко употребляется в психолого-педагогической науке и практике понятие «школьная дезадаптация» или «школьная неприсобленность». Эти понятия определяют любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у ребёнка в его школьной жизни.

Социально-психологическая дезадаптация - понятие более широкое по своему объёму. Оно характеризует круг нарушений, которые могут возникнуть у ребёнка под влиянием сложных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития (фактическое или социальное сиротство, потеря одного или обоих родителей, развод или конфликты в семье, изменение места жительства или привычной обстановки, длительная болезнь, физический недостаток и т.д.). Под школьной же дезадаптацией имеются в виду только те нарушения и отклонения, которые возникают у ребёнка под влиянием школы, школьных воздействий или спровоцированы учебной деятельностью, учебными неуспехами.

В качестве научного понятия «школьная дезадаптация» пока не имеет однозначного толкования. Этого понятия до сих пор нет ни в педагогической энциклопедии нового издания, ни в одном из современных психолого-педагогических словарей. Объяснить это можно тем, что в педагогике советского периода ни масштаб, ни серьёзность этого явления долгое время в достаточной степени не замечались и не осознавались в качестве серьёзной социально-педагогической проблемы. Считалось, что школа может быть носителем исключительно положительного и гуманного влияния на ребёнка. Объяснения же таким явлениям, как неуспеваемость, трудновоспитуемость, деструктивное поведение, противоправные действия школьников давались в первую очередь с позиций индивидуальной недостаточности, нарушений развития, имеющихся у ребёнка, с позиции «презумпции болезни».

Доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Базарный, в частности, обращает внимание на отрицательное воздействие на детей таких укоренившихся в школе традиций:

■ привычная поза детей во время урока согбенная, напряжённо-неестественная. Исследования, проведённые учёным, показали, что при таком психомоторном и нейровегетативном закрепощении уже через 10-15 минут школьник испытывает нервно-психические нагрузки и стрессы, сравнимые с теми, что переживают космонавты при взлёте;

■  обеднённая природными стимулами учебная среда: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными, искусственно созданными элементами и лишающие детей живых чувственных впечатлений. В этих условиях происходит угасание образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы;

■  вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса, «книжное» изучение жизни. Некритическое восприятие готовой информации приводит к тому, что дети не могут реализовывать заложенный в них природой потенциал, теряют способность самостоятельно мыслить;

■ дробное, поэлементное изучение знаний, овладение отрывочными умениями и навыками, разрушающие целостность мировосприятия и миропонимания у детей;

■ чрезмерное увлечение методами интеллектуального развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Реальный образно-чувственный мир заменён искусственно созданным

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
168 Kb
Скачали:
0