Технологии социальной работы с младшими школьниками

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Самое сложное изменение - освоение социальной роли школьника. Этот перелом далеко не всегда проходит безболезненно для ребенка.

Социальная диагностика. Задача социальной диагностики в работе с этой возрастной группой - выявить степень готовности ребенка к школьному обучению на рубеже его поступления в школу, а также степень и характер его адаптации к школе на первых этапах его школьной жизни. Цель - предотвратить школьную дезадаптацию и способствовать наиболее успешной учебной деятельности в младших классах.

Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень социально-психологического и психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Готовность эта проявляется, во-первых, в способности к абстрактной познавательной деятельности. Выделяется два аспекта: первый - личный, мотивационный, т. е. желание и стремление учиться в школе, изменить свой статус, освоить новую деятельность, второй - интеллектуальный, т. е. уровень памяти, степень владения обобщающими понятиями, способность планировать свои действия, разделяя более общее действие на ряд вспомогательных этапов. Во-вторых, готовность к школе можно определить как наличие минимального запаса знаний, объем которых зависит от требований конкретной школы или даже класса (специализированные классы, гимназические или классы с углубленным изучением тех или иных предметов). В-третьих, она состоит способности взаимодействовать в коллективе со сверстника ми и с учителем.

Готовность к школе - целостное состояние ребенка, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов готовности к школьному обучению влечет за собой отставание развития других, что предполагает своеобразные варианты технологий перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

В последние годы разворачивается реформа всей системы образования. Перемены коснулись и младших школьников. Традиционно школьное образование начиналось в советский период с 7 лет, хотя исключения, безусловно, были. В конце 80-х - начале 90-х годов начался быстрый переход на более раннее начало школьной жизни. Появились «нулевые классы», в школу отправились шестилетки, звучали призывы снизить возрастную планку еще на один год. Однако не прошло и десяти лет, как энтузиазм угас.

Причин тому много. Это и ослабление здоровья детей (за последнее десятилетие резко уменьшилось количество первоклассников, которые отправляются в школу вполне здоровыми). По оценкам экспертов, уже при рождении ребенок имеет 2-3 диагноза,[1] лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, более 60% имеют функциональные отклонения.[2]  Это и усложнение школьной программы, и усложнение психологической обстановки в школе, и нарастание негативных последствий раннего обучения детей как физического плана - искривление позвоночника, нарушение сердечно-сосудистой деятельности, так и соматического - ухудшение сна, появление нервно-психических расстройств и др.

Исследования последних лет подтвердили выводы крупнейших ученых XX века Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Б. Д. Эль-конина, П. Я. Гальперина о том, что школьное обучение должно начинаться не ранее 8 - 9 лет. «Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство - от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню своего психологического развития (психологический возраст) находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста».[3]

В советский период абсолютное большинство детей приходило в начальную школу после дошкольных учреждений, из детских садов, где они получали первичную подготовку к школе, обучались грамоте и чтению, простому счету, получали представление о работе в коллективе. Кроме того, воспитанники детских садов проходили медицинский осмотр и получали характеристику от воспитателя и психолога. Это позволяло достаточно рано отслеживать возможные отклонения, нестандартные ситуации, проблемы в психическом складе ребенка и уровень готовности его к школе.

В последние годы отсутствие дотирования со стороны государства привело к развалу системы дошкольных учреждений. В 2002 г. в России действовало всего 48 878 детских дошкольных учреждений (ДОУ), охвативших 58,1% Детей соответствующего возраста. В том числе в Московской области - 1929 ДОУ, охвативших 57,9% (для сравнения: в 1990 г. - 2906 с охватом 72,1%), в Псковской области - 232 с охватом 60,1%, в Краснодарском крае - 1453 (по сравнению с 2261 в 1990 г.), с охватом детей 52,7%, в Новосибирской области - 799, с охватом

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
95 Kb
Скачали:
0