Отчет по учебной геодезической практике на гидроэлектростанции на реке Волге в Саратовской области, страница 6

По различным теоретическим и экспериментальным исследованиям оптимальной длиной визирного луча является 25-30 м. При такой длине визирного луча ошибка превышения на один км хода является минимальной.

Как в государственном нивелировании, так и в нивеировании короткими лучами отсчеты по дополнительным шкалам реек почти не повышают точность измерений. По результатам обобщения большого объема результатов измерений коэффициент корреляции превышений по основным и дополнительным шкалам равен 0,8-0,9, что повышает точность среднего результата на 5 %. Также значительны (0,5-0,6) коэффициенты корреляции превышений между правой и левой нивелировкой, первым и вторым горизонтами в ходе одного направления. В то же время коэффициент корреляции между прямым и обратным ходом отрицательный (от -0,4 до -0,5). Это свидетельствует о том, что основные источники ошибок вызваны внешними условиями измерений и наиболее полно их ослабление происходит лишь в среднем превышении из прямого и обратного ходов. Обобщение результатов измерений на ряде крупных гидроузлов показывает, что нивелирование II разряда по точности мало отличается от нивелирования I разряда. Имели место случаи, когда СКО превышения на станции в ходах II разряда оказывалась меньше, чем в ходах I разряда.

Нивелирование разной точности на объекте выполняется, как правило, одними средствами измерений, допуски, установленные для точного класса (разряда) нивелирования, можно сравнительно легко выполнить и для менее точного класса (разряда). Установление же слишком жестких допусков может даже привести к снижению точности;

Анализ результатов нивелирования на гидроузлах показывает, что за последние 10—20 лет точность измерений несколько повысилась, что может быть вызвано улучшением качества средств измерений и их метрологического обеспечения.

Методика нивелирования на объекте

В соответствии с требованиями ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а также действующих нормативных документов, для своевременного выявления дефектов и неблагоприятных процессов, назначения ремонтных мероприятий, предотвращения отказов и аварий и улучшения условий эксплуатации ГТС, а также оценки уровня безопасности и риска аварий ГТС, необходимо проводить инструментальные и визуальные натурные наблюдения и обследования гидротехнических сооружений.

Для контроля состояния ГТС геодезическими методами в соответствии с действующими нормативными документами в период изысканий на Саратовской ГЭС была создана опорная высотная геодезическая сеть. Назначение высотной опорной сети – определение устойчивого репера (или группы реперов), относительно которого будут определены осадки сооружений ГЭС.

Высотная опорная сеть Саратовской ГЭС состоит из трёх кустов фундаментальных реперов (Ф-1а, Ф-2, Ф-3а, Ф-4, Ф-6, Ф-7, Ф-8). Все репера увязаны между собой гидротехническим нивелированием I разряда. От опорной высотной сети, для определения осадки зданий и сооружений Саратовской ГЭС, прокладываются нивелирные ходы I и II разрядов.

Осадки сооружений Саратовской ГЭС определяются методом гидротехнического высокоточного нивелирования короткими лучами.

Наблюдения производятся цифровым нивелиром  Trimble DINI 22, имеющим паспортную точность не грубее 0,7 мм/км двойного хода, в комплекте с инварными нивелирными штрих-кодовыми рейками Trimble LD13.

Нивелир и рейки имеют свидетельство о государственной метрологической аттестации, действительное на момент проведения наблюдений.

Рекогносцировочные работы

Перед началом очередного цикла нивелировки выполняется осмотр трассы нивелирования, осадочных марок и высотной опорной сети.

Трасса нивелирования должна быть заранее подготовлена к проведению работ: определен маршрут прохода, места стоянок нивелира и устройства переходных точек. Переходные точки могут устраиваться по башмакам, костылям, дюбелям, анкерам и др. металлическим точкам, жестко закрепленных на местности. Рекомендуется обозначить на местности места стоянки нивелира и места устройства переходных точек.

Маршрут выбирается из условия обеспечения безопасного производства работ и заданной точности наблюдений.