Разработка САПР. Подходы и методы, используемые при автоматизации интеллектуальных и информационных процессов. Основы представления информации и знании о производственных процессах в технике, страница 7

На третьем этапе – новых информационных технологий – идея целостности всего жизненного цикла всего программного продукта – от стратегического планирования до сопровождения и реинженеринга  была реализована в инструментальных комплексах получивших название – CASE средства (Computer Aided System Ingeneering). О CASE системах говорится уже более 10 лет. Предполагалось, что благодаря комплексированию средств автоматизации в CASE системах значительно повысится продуктивность труда разработчиков и программистов (примерно в 5-6 раз). Однако подобные ожидания не полностью оправдались. Но все-таки технология разработки программных продуктов автоматизации является быстро развивающейся областью. Свидетельство тому – огромный рынок CASE систем. Анализ инструментальных средств создания прикладных автоматизированных систем выявил их особенности:

  • рост количества инструментальных средств показывает бурное развитие качественно новой технологической среды (информационной среды) в рамках еще кустарного способа производства прикладных автоматизированных систем;
  • стандартизация в области создания прикладных программных продуктов ориентирована преимущественно на обеспечение программно-технической совместимости различных автоматизированных приложений;
  • все инструментальные средства в зависимости от их охвата процесса создания прикладных автоматизированных систем предназначены для облегчения автоматизации одной предметной задачи (средней сложности) и не затрагивают такого важного аспекта как интеграция различных представлений для совокупности предметных задач, вынося эту функцию за пределы инструментария, возлагая ее на разработчика.

Раздел 2: Основы представления информации и знании о производственных процессах в технике

(с ориентацией на машиностроение)

Общая характеристика проектно-конструкторской деятельности

Процесс проектирования является одной из фаз жизненного цикла любого машиностроительного изделия.

Под жизненным циклом машиностроительного изделия будем понимать совокупность фаз или последовательный ряд состояний, который проходит в своем развитии это изделие от зарождения идеи до утилизации.

Разделение труда на основе промышленного способа производства или расчлененность производственных процессов ставит задачу связывания или согласования этих процессов. Роль связки производственных процессов в жизненном цикле выполняют потоки:

  • материальные;
  • энергетические;
  • информационные.

Информационные потоки образуют соответствующие инфраструктуры машиностроительного производства.

Информационные потоки обеспечивают целостное представление об изделии. Форма информационных потоков и их организация была отработана под возможности человека и была ориентирована на традиционную (бумажную) технологию обмена информацией.

Эффективность обработки традиционных информационных потоков обеспечивалась:

  • регламентацией формы и содержанием документов для представления результатов на разных фазах жизненного цикла машиностроительного изделия;
  • широким базовым, высшим или специальным образованием специалиста на всех фазах жизненного цикла машиностроительного изделия.

Следует отметить, что главной отличительной особенностью проектной деятельности является то, что она является,  по сути, прогнозной деятельностью (прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего). Проектировщик на основе имеющейся у него информации прогнозирует возможное состояние будущего изделия. Такой прогноз охватывает фазы жизненного цикла от эксплуатации. Точность прогноза определяется адекватным выбором средств достижения цели при прослеживании цепочки событий в обратном порядке – от перспективного функционирования до начала проектирования.

Условно эти информационные связи фаз жизненного цикла можно представить в виде рисунка:


Рис.2.1 Информационные связи процесса проектирования с другими фазами жизненного цикла.

Соотношение объемов информации и знаний поступающих на каждую фазу цикла позволяют сделать вывод о том, что начальные фазы цикла располагают минимумом явных знаний и максимумом неявных.