Приемы дифференцированной логопедической работы по преодолению произносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции, страница 2

· Защипывание боковых краев и кончика языка большими и указательными пальцами.

· Растирание и разминание языка при помощи зубной щетки (головки со щетиной и ручки). Движения совершались от корня к  кончику языка, от центра к периферии.

· Массаж подъязычной поверхности и дна ротовой полости при помощи шарикового зонда (для постановки звука Р). Направлен на уменьшение слюноотделения и растягивание уздечки языка.

При проведении тонизирующего массажа языка к ранее перечисленным приемам  были добавлены следующие:

· Пощипывание языка по всей его поверхности.

· Интенсивное перетирание языка при помощи салфетки из жесткой ткани.

· Интенсивное похлопывание языка указательным и средним пальцами, шпателем, чайной ложкой.

· Покалывание языка игольчатым зондом.

· Постукивание по языку шариковым зондом.

2.Массаж мягкого неба.

При гипотонии мягкого неба (сопровождавшейся его провисанием и назаль-ным оттенком при произношении) использовались следующие приемы:

· Растирающие, разминающие и надавливающие движения большим пальцем правой руки на границе твердого и мягкого неба, в области мягкого неба и небно-язычных дуг.

· На фоне длительно произносимых ребенком гласных звуков [А] или [Э] специалист производил растирающие, разминающие, надавливающие движения большим пальцем правой руки на границе твердого и мягкого неба, в области мягкого неба и небно-язычных дуг, а также сильные толчкообразные движения в области мягкого неба и небно-язычных дуг.

Артикуляционная гимнастика

При составлении комплекса артикуляционных упражнений мы использовали в модифицированном виде приемы, описанные в работах Р.И.Лалаевой [118], Л.В.Лопатиной [137], Н.В.Новоторцевой [165], М.Ф.Фомичевой [225, 226], Н.А.Чевелевой [222] и др.

Артикуляционная гимнастика состояла из следующих групп и подгрупп упражнений.

I.  Упражнения, направленные на развитие кинетической организации артикуляционной моторики.

1.  Общие упражнения, направленные на формирование статической координации артикуляционных движений

· Игровые упражнения: для губ: «Улыбка», «Хоботок», «Свисток» и т.д.; для языка: «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Лодочка», «Трубочка» и т.д.; для нижней челюсти: «Открытые ворота» и т.д.

· Специфические упражнения, основывавшиеся на фиксации и удержании различных положений артикуляционных органов в течение определенного времени. (Например, поместить кончик языка за нижнюю губу перед нижними резцами и удерживать его под счет от 1 до 5; широко открыть рот, кончиком узкого напряженного языка касаться верхних резцов, удерживать такое положение под счет от 1 до 7 и т.д.)

2.  Общие упражнения, направленные на формирование динамической координации артикуляционных движений.

· Игровые упражнения: для губ: «Улыбка – хоботок»; для языка: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Катушка», «Змейка» и т.д.

· Игровые упражнения с конфетой «Чупа-чупс» (например, помещенную на язык конфету попытаться втянуть в ротовую полость языком в форме «ча-шечки»; кончиком вытянутого языка прикоснуться к конфете и, не преры-вая касания, перемещать язык за конфетой, двигавшейся вокруг губ и т.д.).

· Специфические упражнения, основывавшиеся: а) на выполнении последо-вательно организованных движений (например, совершение губами серии движений «улыбка – трубочка – округленные губы»; чередование поднимания верхней губы и опускания нижней губы; вне ротовой полости чередование распластанного широкого положения языка и узкого вытянутого напряженного положения языка и т.д.); б) на выполнении одновременно организованных движений (например, широкое открывание рта с одновременным высовыванием узкого длинного языка и опусканием кончика языка к подбородку).

3.  Специфические упражнения, направленные на формирование отдельных элементов артикуляционных укладов различных звуков речи (комплексы упражнений, способствующих исправлению или постановке свистящих, шипящих звуков, саноров [Л, Л’] и [Р, Р’], заднеязычных звуков [К, К], [Г, Г] [Х, Х])

II. Упражнения, направленные на развитие кинестетической организации артикуляционной моторики (например, определить положение губ при произнесении первого звука в словах  «утка, игла, астра, ослик»; определить положение кончика языка при произнесении первых звуков в словах «сын, рак, зима, шина» и изобразить это положение при помощи поднятой или опущенной кисти руки и т.д.).

Миотерапия.

В логопедической работе с детьми с аномалиями органов артикуляции мы применяли массаж артикуляционной мускулатуры в комплексе с мимической, артикуляционной гимнастикой и элементами миотерапии. На практике мы убедились, что отдельно взятый традиционный комплекс артикуляционной гимнастики, используемый для устранения звукопроизносительных расстройств, был малоэффективен для целенаправленного формирования или восстановления функций отдельных мышц, страдающих при патологиях зубочелюстной системы, вследствие чего мы посчитали целесообразным включить в коррекционную работу дополнительные упражнения определенной узкой направленности. 

Опираясь на практический опыт использования миогимнастики в целях формирования и нормализации функции мышц челюстно-лицевой области в процессе коррекции деформаций зубочелюстной системы и рото-вой полости, представленный в работах В.Л.Страковской [212] и Ф.Я.Хоро-шилкиной [198], мы использовали комплекс миотерапевтических упражне-ний, из которых часть выполнялась с применением специальных аппара-тов-тренажеров. (Комплекс модифицированных упражнений был дополнен авторскими разработками). Выполнялись следующие упражнения:

1.  Развитие круговой мышцы рта.

●Ребёнок смыкал губы и надувал щёки, после чего прижимал к щекам кулаки и медленно выдавливал воздух через  сжатые губы (2 варианта выдоха – через центр губ и через углы губ).

●При сомкнутых губах ребенок надувал либо правую, либо левую щеку и медленно выдувал воздух либо через правый, либо через левый угол рта соответственно.

●При протрузии верхних фронтальных зубов ребёнок надувал воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю.

●Ребенок осуществлял накусывание верхней губы при дистальном прикусе и нижней губы при мезиальном прикусе.

●Ребёнок вытягивал нижнюю губу и охватывал ею верхнюю губу, затем верхнею губой охватывал нижнюю.