Приемы дифференцированной логопедической работы по преодолению произносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции, страница 7

-  из предложенных картинок дети отбирали парные картинки, названия которых совпадали по звуковому составу, но отличались расположением ударного слога /«за’мок – замо’к», «стре’лки – стрелки’», «по’лки – полки’», «кру’жки – кружки’»/ и подбирали к ним соответствующие схемы или рисовали их самостоятельно);

-  педагог повторял одно и тоже предложение (из двух-четырех слов), каждый раз выделяя разные слова  (меняя положение логического ударения), дети должны были после каждого предъявления либо подобрать соответствующую графическую схему, либо зарисовать ее самостоятельно, либо выложить ее на планшете (например, предложение из трех слов обозначалось белой бумажной полоской, разделенной на три ячейки, акцентированное слово – красным прямоугольником).

2.  Работа над мелодикоинтонационной организацией высказывания.

А) В процессе работы над логическим ударением использовались следующие упражнения:

-  выбор картинки в соответствии со словом, выделенным при помощи логического ударения («Мальчик сажает дерево» – картинка  «дерево»);

-  повторение предложения с выделением слова, соответствующего заданному вопросу (Кто поливает цветы? – Девочка поливает цветы. Что поливает девочка? – Девочка поливает цветы.);

-  повторение прослушанного предложения с выделением акцентированного слова движением руки;

-  воспроизведение знакомых детям пословиц, поговорок и потешек с различными вариантами расстановки логического ударения и акцентирование внимания детей на изменении смысла высказывания


Стар годами, да молод умом..

 Что посеешь, то и пожнешь.

 Что испек, то и кушай.

 Шила в мешке не утаишь.

Катя, Катя маленька,

Катя удаленька..

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой [53].


Б) Для развития умений дифференцировать и правильно воспроизводить в речи различные типы интонационных высказываний применялись следующие упражнения:

-  прослушивание детьми высказываний разного интонационного типа, определение характера высказывания и выбор картинки с соответствующим обозначением (повествовательное – точка, вопросительное – вопросительный знак, восклицательное – восклицательный знак);

-  повторение детьми прослушанного высказывания, сопровождавшееся в зависимости от его интонационного типа соответствующим движением руки (повествовательное – движение руки по горизонтали слева направо; вопросительное – движение руки сначала вверх, затем вниз; восклицательное – взмах руки вверх);

-  дифференциация общих и специальных вопросов (с употреблением вопросительных слов): после прослушивания вопроса составлялась схема высказывания, например, «Катя пошла в кино?» – карточка со знаком вопроса помещалась после полоски, обозначавшей высказывание (общий вопрос); «Кто пошел в кино?» – карточка с вопросительным знаком помещалась в начале полоски, обозначая вопросительное слово.

-  составление вопросов к предложенному повествовательному предложению, употребление вопросительных слов в зависимости от постановки логического ударения в повествовательном предложении (например, Вчера ребята были в зоопарке. – Где вчера были ребята?);

-  определение различных интонационных типов высказывания в небольших текстах (потешках, стихах, рассказах), воспринятых на слух; воспроизведение текстов детьми с учетом выделенных интонационных типов высказывания и логического ударения:


-Ты пирог съел?

-Нет, не я!

вкусный был?

-Очень.

Утром дед спросил у внучки:

-Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка:

не белоручка! [53]


В) В процессе работы детям предлагались упражнения, построенные на понимании эмоционального состояния людей и сказочных персонажей в различных проблемных ситуациях. Использовались следующие упражнения:

-  Демонстрировались рисунки и фотографии лиц людей, пребывавших в различном эмоциональном состоянии; дети должны были определить это состояние и придумать ситуацию, которая могла его бы вызвать.

-  Предъявлялись картинки с изображением животных и сказочных персонажей; детям предлагалось вспомнить сказки, в которых участвовали эти герои и назвать основные черты их характера и эмоциональные состояния, присущие эти персонажам в соответствии с сюжетом определенной сказки (например, в сказке «Лиса и заяц» дети давали следующие характеристики героям: лиса хитрая, злая, она радовалась, когда выгнала зайца из его избушки и испугалась, когда пришел петух ее выгонять; заяц маленький, всего боится, он испугался лисы, он очень расстроился, когда лиса его выгнала из дома; петух храбрый, он не испугался лисы, он добрый, потому что заступился за зайца).

-  Демонстрировались сюжетные картинки с изображением коммуникативных ситуаций различного эмоционального характера («Ссора», «День рождения», «Мама сердится», «На горке» и др.); дети должны были определить эмоциональное состояние людей на картинке и объяснить, чем оно вызвано.

-  Определение настроение по эмоциональной окраске речевых высказываний (например, педагог предлагал детям определить, какое эмоциональное состояние у мамы, если она говорит: «Ты помыл посуду! Какой ты молодец!» /радость/, «У тебя снова беспорядок в комнате. Убери немедленно!» /гнев/; по образцу речи педагога дети определяли заданную эмоцию – либо подбирали соответствующую тону высказывания картинку, либо давали ответ устно).

-  Передача настроение при помощи мимики и жестов (например, одному ребенку демонстрировалась картинка с изображением веселого клоуна, Буратино, дразнящего Карабаса или плачущей девочки и предлагалось при помощи мимики и пантомимики передать настроение и поведение главного героя, другие дети пытались угадать, что было изображено на картинке).

-  Чтение стихотворных текстов с различным эмоциональным содержанием.

Например,                 Прогулка в лесу.


Ах! Как хорошо в лесу!

(восхищенно)

Ой! Заметил я лису!

(удивленно)

Ах! Как пахнет ландыш белый! (восхищенно)

Ха! Какой бельчонок смелый!

(весело)

Прям из рук берет орех!

(удивленно)

Презабавный – просто смех!

(очень весело)

Ай! О ветку я споткнулся!

(с досадой)

Бах! На тропке растянулся…

(растерянность)

Прямо носом в лужу…

(с досадой)

Перемазался я – ужас!

(с ужасом)

Ой-ой-ой!

(обеспокоенно)

Пора домой!

(расстроенно)

Ух! Как долго я гулял!

(устало)

Чуть в лесу не заплутал!

(жалобно)


-  Пересказ сказок по ролям с использованием дидактических игр серии «Живое чтение» (игровой методики «Волшебная липучка»).