Общественное мнение как атрибут формирования информационного общества. Понятие «трансформации»

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

1.2. Общественное мнение как атрибут формирования информационного общества.

Информационное общество будет новым типом общества, целиком отличающимся от своего индустриального предшественника.

.

Понятие «трансформации» – доминирующее понятие в самоописании украинского общества в последнем десятилетии ХХ века [1, с. 15]. Тенденция продолжилась в настоящее время, а трактование его достаточно упрощенное. Трансформация – преобразование социальных институтов, социальных структур, нередко сопровождающееся их коренной ломкой [2, c.374]. Для характеристики современного украинского общества более корректным будет использование термина «социальное изменение». Социальное изменение – переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения [2,c.95 –96]. Таким образом, мы говорим о социальных процессах, протекающих в обществе и видоизменяющих его. Процесс социальный – это последовательное изменение состояний (или элементов) социальной системы и ее подсистем, любого социального объекта [2, c.]. В рамках данного подхода мы можем говорить о процессе социальном функционирования, обеспечивающем воспроизводство качественного состояния объекта и процессе социальном развития, обусловливающем переход объекта к качественно новому состоянию; развитие может быть прогрессивным и регрессивным, эволюционным и революционным. Процессы социальные различают также по объекту (человечество, общество, класс, организация, малая группа), по степени управления (стихийный, естественноисторический, целенаправленный)[2, c]. Каким же образом направлен вектор развития современного общества? Говоря о социальном прогрессе, мы должны учитывать его две стороны. Во-первых, прогресс социальный – это восхождение к более сложным формам общественной жизни. Во вторых, это изменения в социальных отношениях, которое ведет к более полному равенству, росту социальной свободы, социальной справедливости [2,c.].

Что же выступает инструментами управления социальными процессами? Мы говорим о том, что социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством социальных мероприятий и программ федеральными, региональными и местными органами. Общественное мнение включено в разработку и реализацию социальной политики опосредованно (возможны и менее распространенные опосредованные каналы – через плебисциты, референдумы, сходы и т.д.).

Социальная сфера как никакая другая из сфер проведения политики находится в компетенции массового сознания. Вопросы социальной справедливости, равенства, социальной защиты и помощи нуждающимся группам, доходов, льгот, налогов, пособий и т.д. отвечают всем критериям отнесения к числу реальных объектов общественного мнения.

Здесь нужен режим сотрудничества власти и общественного мнения. На этапе выработки социальной политики анализ общественного мнения является неотъемлемым элементом социального планирования.

Изучая общественное мнение, мы через него выходим на структуру интересов общностей. Если же известна структура интересов (их совпадение либо противостояние), становится понятной характеристика социальной ситуации, проявляются проблемы, требующие решения, т.е. стоит задача определения важнейших направлений деятельности, выбора социальных задач, признаваемых на данном этапе развития объекта наиболее неотложными, важными и требующими разрешения в первую очередь.

Наличие в стране реального гражданского общества выступает как предпосылка существования столь же реального субъекта общественного мнения. Одним из важнейших признаков гражданского общества является его «информационный» характер.

Темы общественного мнения и информационного общества интересны ученым (основания делать подобное утверждение дают значительное количество исследований, публикаций в этой области) каждая в отдельности [1–7]. А вот пересечение этих тем практически не встречается ни в отечественной, ни зарубежной литературе. Таким образом, наличествует простор для исследования.

Информационное общество или общество знаний это, по сути, следующая ступень развития человечества, когда главной ценностью, определяющей благосостояние как отдельных людей, так и целых государств, становятся не материальные блага, а своевременная и легко доступная информация. Точнее – знания, полученные с ее помощью. Элементы нового общества уже реально существуют сегодня. Если вернуться к классическому варианту толкования этого феномена, то можно отметить, что само понятие «информационного общества» восходит в теоретико-концептуальном плане к Масуде [1], Тоффлеру [2], Беллу [3]. Оно акцентирует внимание на следующих свойствах информации, значимых

Похожие материалы

Информация о работе