Синхронные машины. Уравнения динамической механической характеристики синхронного двигателя в осях, страница 2

Вентильные двигатели

Как показано ранее вращающееся магнитное поле может быть получено с помощью системы неподвижных катушек, питающихся от источника постоянного тока. В таких электрических машинах основными элементами  являются источник постоянного тока, полупроводниковый преобразователь электрической  энергии, электромеханический преобразователь.

Если управление полупроводниковым преобразователем электрической энергии осуществляется в функции положения ротора, машины называются вентильными. В настоящее время широко применяются два типа вентильных машин отличающихся тем, что у одних машин ротор активный, а у других – пассивный. Активный явнополюсный ротор с электромагнитным или магнитоэлектрическим возбуждением приводит к созданию синхронной машины, работающей в режиме вентильного двигателя, а пассивный ротор в сочетании с явнополюсным статором позволил создать вентильный реактивный двигатель.

Синхронная машина в режиме вентильного двигателя. Как будет показано дальше, такие машины имеют общие свойства, как с коллекторными машинами постоянного тока, так и с синхронными машинами.  По этой причине в отечественной литературе они получили несколько названий: бесколлекторные машины постоянного тока, синхронные самоуправляемые двигатели, вентильные двигатели.

Основной целью построения таких машин было создание бесконтактного электромеханического преобразователя, обладающего хорошими              

Рис. 3                             регулировочными и энергетическими характеристиками. Такая необходимость вызывается тем, что в ряде применений могут существовать условия, когда коллекторные (в общем случае контактные) машины неприменимы. К таким условиям  в первую очередь следует отнести взрывоопасные газовые среды; агрессивные среды, быстро разрушающие коллектор; пониженное или повышенное давление; относительно низкую или высокую влажность. Затруднена работа коллектора и при наличии глубокого вакуума. Из-за недостаточной механической прочности  коллектора эти двигатели не находят широкого применения при создании высокоскоростных электроприводов.

Наибольшее распространение на практике получили вентильные двигатели с постоянным магнитами на роторе, поэтому принцип действия поясним на примере  трехфазной машины с постоянными магнитами. На рис…3. показана её упрощенная схема, в которой в качестве датчика положения ротора применен дискретный датчик, вырабатывающий сигналы управления при повороте датчика на  угол 60о. Датчики положения ротора могут быть самыми различными, но все они должны удовлетворять следующим требованиям: надежное формирование выходного сигнала независимо от скорости вращения, бесконтактность,  малые габариты и вес, стабильность выходного сигнала, высокая чувствительность к изменению углового положения ротора, высокая кратность сигнала на выходе по отношению к шуму, малое потребление энергии.               

Принцип работы вентильного двигателя состоит в том, что при вращении ротора, а вместе с ним и датчика положения ротора, происходит переключение ключей коммутатора, которые формируют напряжения на фазных обмотках двигателя. Последовательность замыкания ключей, создающих фазные напряжения, показанные на рис.4 следующая:

136- 236- 235- 245 – 145 -146.     В каждом из шести возможных состояний коммутатора две обмотки оказываются подключенными параллельно к одному полюсу источника питания (положительному или отрицательному), а третья обмотка к противоположному полюсу источника питания. При равенстве сопротивлений обмоток падение напряжения на двух параллельно включенных обмотках будет равно 1/3 напряжения источника питания, а на третьей – 2/3. Переключение ключей коммутатора в указанном порядке приводит к формированию ступенчатого напряжения на фазных обмотках двигателя. Это поясняется рисунком  2,  где при повороте ротора двигателя переключение происходит через каждые 60о, при этом результирующий вектор потока статора также изменяет своё положение, скачком перемещаясь на угол 60о.