Тяговая характеристика трактора со ступенчатой трансмиссией. Расчет передаточных чисел трансмиссии трактора, страница 12

6. Имея тяговую характеристику трактора, можно определить значения тягового КПД или gкp при частичной загрузке трактора по мощности на конкретном почвенном фоне. Для этого достаточно знать значения Ne и Nкр или Gт и Nкрпри соответствующей загрузке и использовать формулу  или gкр=Gт/Nкр.

7.6. Повышение показателей тягово-сцепных свойств тракторов

В процессе статистического анализа большого количества тяговых характеристик колесных и гусеничных тракторов всех тяговых классов, полученных при испытаниях в различных почвенно-климатических условиях, установлены четко выраженные границы изменения коэффициента использования сцепного веса тракторов с ходовыми системами разных типов в зависимости от буксования.

В одинаковых почвенных условиях гусеничные тракторы по использованию веса значительно превосходят колесные (рис. 7.6). Это объясняется большей площадью контакта гусеничного движителя с почвой, различиями формы пятна контакта, более низким давлением движителя на почву. Кроме того, в образовании тягового усилия гусеничных тракторов участвует весь вес трактора, а колесных 4К2 только часть его, приходящаяся на ведущие колеса.

Следовательно, при одинаковых массе mэи буксовании δ гусеничный трактор в сравнении с колесным может развивать большее тяговое усилие Ркр. В эксплуатации это преимущество проявляется в меньшем буксовании, что положительно отражается на производительности, агротехнических свойствах и топливной экономичности.

Рисунок 7.6 - Осредненная зависимость коэффициента φкр от буксования δ трактора на стерне пшеницы: 1 — гусеничный трактор; 2 — колесный трактор 4К4; 3 — колесный трактор 4К2

Все способы повышения тягово-сцепных свойств тракторов основаны на изменении следующих трех факторов: распределения сцепного веса; параметров ходовой системы; параметров силового привода.

Изменение сцепного веса возможно за счет применения балласта или настройки навесной системы и ее гидравлической части.

Цель балластирования — увеличить сцепной вес трактора и изменить распределение его по осям. Для одних тракторов балластирование является средством улучшения тягово-сцепных свойств (тракторы тягово-энергетической концепции), а для других оно необходимо в первую очередь из условий сохранения продольной устойчивости и управляемости. Так, на многих универсально-пропашных тракторах при работе с навесными машинами грузы следует навешивать впереди. Их навешивают также на передние и задние колеса. На гусеничных тракторах тягово-энергетической концепции балласт крепят впереди.

Эффективность балластирования отражена в приведенных ниже результатах тяговых испытаний трактора МТЗ-82 на стерне.

За счет увеличения массы трактора на 28 % получен прирост при ηтmax тягового усилия 28 %, а при 20 %-ном буксовании — 44 %. Существенное улучшение тягово-сцепных свойств приводит к заметному повышению производительности и снижению расхода топлива. Колесные тракторы по-разному приспособлены к балластированию. Отношение массы трактора с балластом к массе без балласта колеблется в пределах 1,05-1,40.

Сцепной вес трактора можно эффективно увеличить за счет применения ГСВ и настройки навесной системы.

Изменение параметров ходовой системы колесных тракторов заключается в рациональном подборе типоразмера шин, давления в них и сдваивании колес, а гусеничных — в замене гусеницы одной ширины гусеницей другой ширины.

Для универсально-пропашных тракторов шины разных размеров необходимы по условиям вписываемости их в междурядья пропашных культур. Шины также должны быть разными у одного и того же трактора, работающего в поле, на транспорте и т. д. Некоторые фирмы предлагают к трактору до 10 комплектов шин, соответствующих тем или иным условиям работы.