Тяговая характеристика трактора со ступенчатой трансмиссией. Расчет передаточных чисел трансмиссии трактора, страница 11

В этом случае необходимо, изменяя передаточное число трансмиссии, создать загрузку двигателя, близкую к номинальной по крутящему моменту. На частичных режимах загрузки трактора по тяговой силе производительность МТА и расход топлива зависят от правильности выбора передачи. Следует стремиться к тому, чтобы на каждой передаче двигатель работал в режиме, близком к номинальному. Тогда трактор развивает максимальную производительность (если нет ограничений на скорость движения) и расходует минимальное количество топлива, лишь несколько большее, чем при ηтmах.

3. Потенциальная тяговая характеристика NKp=f(Ркр) может быть либо более пологой, либо более крутой. При одном и том же уровне максимального тягового КПД предпочтительнее пологая характеристика. Она свидетельствует о том, что трактор в широком диапазоне тяговых усилий может работать при высоком КПД с большей производительностью и с меньшим погектарным расходом топлива.

Можно выделить левую и правую части как потенциальной тяговой характеристики, так и характеристики на каждой передаче. Разграничивает эти части линия, проходящая чрез точку максимального КПД (для потенциальной характеристики) или максимальное значение тяговой мощности (для характеристики на каждой передаче).

Левая часть потенциальной тяговой характеристики соответствует транспортным работам и малоэнергоемким технологическим операциям, которые характеризуются низкими значениями тягового сопротивления и выполняются на более высоких скоростях. В зоне максимального тягового КПД по потенциальной тяговой характеристике тракторы используют на операциях, требующих высоких тяговых усилий. Максимальный тяговый КПД находится вблизи значения Ркр, при котором наступает интенсивное буксование движителей и снижение показателей работы МТА. Поэтому правая часть потенциальной тяговой характеристики имеет ограниченный диапазон использования в сравнении с левой частью.

4. Технологические свойства трактора зависят от соотношения максимального тягового КПД не только с его силой тяги, но и со скоростью. Если номинальная скорость рассматриваемого трактора соответствует ηтmах и не выходит за пределы рабочих скоростей, на которых выполняется наибольшее количество сельскохозяйственных операций, то его эксплуатационный расход топлива меньше, чем у трактора, значение ηтmах которого смещено относительно оптимальной скорости.

Положение максимального тягового КПД по отношению к оптимальной скорости определяется энергонасыщенностью трактора. Чем выше энергонасыщенность, тем большему значению скорости при номинальном тяговом усилии будет соответствовать максимальный тяговый КПД трактора. Из условий экономичной (по топливу) работы трактора номинальное значение скорости должно находиться внутри диапазона технологических скоростей, на которых выполняются основные операции.

5. По теоретической тяговой характеристике можно уточнить перекрытие между смежными передачами в соответствии с критерием (7.8), обеспечивающим высокие тягово-динамические свойства трактора. Для этого из точки пересечения Рк и линии Мн любой передач следует опустить перпендикуляр до пересечения с линией Мmах и функциональной зависимости Рк=f(Mк) последующей передачи (рис. 7.4, квадрант IV). Если перпендикуляр пересечет сначала луч Рк=f(Mк), a потом линию Mmax, то qi>1/kм, т.е. регуляторная характеристика двигателя и структура ряда передаточных чисел согласованы правильной. Если перпендикуляр пересечет сначала линию Мmах, то следует либо повысить запас крутящего момента двигателя (линия Мmах опустится), либо увеличить число передач при том же значении kм.