Работа тракторных движителей. Физико-механические свойства почвы и пневматической шины. Общие сведения о почве, страница 5

•  вертикальное прессование почвы и образование уплотненного следа (колеи);

•  упругая деформация шины, вызывающая внутреннее трение в материале шины;

•  трение протектора шины о поверхность дороги в пятне контакта. Уравнение баланса сил сопротивления качению колеса имеет следующий вид

Pf =Pfп+Pfш+Pfтр, где Pfп, Pfш, Pfтр,силы сопротивления качению колеса от деформации почвы, деформации шины и трения упругого проскальзывания.

При качении эластичного колеса по деформируемой поверхности коэффициент сопротивления качению равен сумме коэффициентов, учитывающих потери на смятие почвы и fп и деформацию шины fш

f=fп+fш.

При эксплуатации тракторов важно правильно выбрать давление воздуха в шинах. На дороге с твердым покрытием давление воздуха в шине должно быть по возможности большим, поскольку fп практически равен нулю, а fш имеет минимальное значение. На мягких и слабосвязных почвах из условия обеспечения fmin давление воздуха в шинах должно обеспечивать (fп+fш)=min. При пониженном давлении воздуха в шине увеличивается ее радиальная деформация, сила и коэффициент fш из-за повышенных гистерезисных потерь. Однако одновременно снизится коэффициент fп вследствие увеличения площади контакта шины с поверхностью и уменьшения глубины колеи. И наоборот, при повышенном давлении воздуха в шине, ее деформация будет меньше, а почвы – больше.

У пневматических катков, обладающих очень низким давлением воздуха, в их деформации участвует большая масса материала. Поэтому потери энергии на гистерезис катка сопоставимы, а иногда и превосходят потери энергии на деформацию почвы. При некотором значении давления воздуха pw суммарный коэффициент сопротивления качению снижается до минимальной величины, после чего начинает увеличиваться. При работе на песке для пневмокатка оптимальное давление pw=0,04 МПа. При увеличении давления воздуха в катке относительно оптимального значения возрастают потери на образование колеи, а при снижении давления воздуха — гистерезисные потери на деформацию катка.

На рисунке 4.3 представлена зависимость коэффициента сопротивления качению от давления воздуха в гипотетической шине, которая условно обладает реальными характеристиками. Предположим, что по мере снижения давления воздуха в шине изменяется и характер опорной поверхности от недеформируемой до слабонесущей. Тогда перегиб зависимости f=f(pw), при котором сумма fп+fш=min(при движении по песку), будет соответствовать давлению воздуха 0,04 МПа. Для тракторной шины существует ограничение минимального давления воздуха (0,06-0,1 МПа) и его нельзя снизить до величины, при которой fп=fш, fп+fш=f.min (в рассмотренном примере f=0,04). Поэтому при работе на мягких сельскохозяйственных фонах давление воздуха в шинах трактора следует снижать до минимально допустимого заводской инструкцией.

Рисунок 4.3 - Зависимость коэффициента сопротивления качению от давления воздуха в «гипотетической» шине

Минимальное давление воздуха в шине ограничивается следующими факторами: нормальной деформацией шины, определяющей срок ее службы; проворачиванием шины на ободе при передаче высокого момента или при экстренном торможении; боковой деформацией шины направляющих колес, снижающей устойчивость против бокового увода.

4.2.3. Конструкции шины и сопротивление качению колеса

Конструктивные особенности шины существенно влияют на сопротивление ее качению.

Толщина протектора и шины. Гистерезисные потери в значительной мере зависят от толщины стенок шины. При увеличении массы шины затрачивается больше сил и энергии, необходимых для ее деформации. Влияние толщины проектора на сопротивление качению особенно заметно в диагональной шине. Показатель такого влияния — повышенный износ шины в процессе эксплуатации. При полностью изношенном протекторе сопротивление качению диагональной шины снижается на 20-25 %.