Работа тракторных движителей. Физико-механические свойства почвы и пневматической шины. Общие сведения о почве, страница 13

При прочих одинаковых условиях гусеничные движители обладаю более высокими тягово-сцепными свойствами по сравнению с колесными. Это объясняется главным образом большей площадью поверхности контакта движителя с почвой. Гусеничные тракторы в нормальных условиях эксплуатации работают при буксовании, не превышающем 3 %. Кроме того, колесные и гусеничные движители различаются по многим показателям, определяющим эксплуатационно-технологические свойства трактора (таблица 4.1).

Таблица 4.1 - Эксплуатационные показатели тракторов с колесными и гусеничными движителями

Показатель

Колесные движители

Гусеничные движители

Стерня

Поле под посев

Стерня

Поле под посев

q, МПа

0,18-0,25

0,10-0,15

0,04-0,045

0,04-0,05

φmax

0,53-0,60

0,50-0,55

0,73-0,80

0,60-0,65

f

0,08-0,10

0,12-0,18

0,06-0,08

0,10-0,12

δ, %

8-20

до 22

до 5

до 5

ηх.с

0,70-0,72

0,62-0,65

0,84-0,86

0,72-0,75

gкр, %

100

100

84

85

Определяемое расчетным давлением q, уплотнение почвы колесными движителями, в несколько раз больше, чем гусеничными. Лучшие тягово-сцепные свойства гусеничных движителей, характеризуемые коэффициентами φ, f и буксованием δ, определяют и более высокий КПД ηх.с гусеничной ходовой системы в сравнении с колесной как на стерне, так и на поле, подготовленном под посев.

Наиболее важный показатель тягово-энергетических свойств трактора — расход топлива на единицу тяговой мощности. У гусеничного трактора на 10-15 % ниже, чем у колесного. При остальных одинаковых условиях это объясняется более высоким КПД гусеничной ходовой системы в сравнении с колесной.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.  Чем отличаются понятия «грунт», «почва» и «фон»?

2.  Назовите основные физико-механические свойства почвы.

3.  Как оценивается твердость и влажность почвы?

4.  Как влияет деформация сжатия почвы на проходимость трактора?

5.  Назовите основные виды деформации пневматической шины.

6.  Перечислите радиусы качения пневматической шины.

7.  Что представляет собой сила сопротивления качению колеса?

8.  Назовите силы и моменты, действующие на ведомое колесо.

9.  Назовите силы и моменты, действующие на ведущее колесо.

10.  Что такое коэффициент сцепления колеса с почвой?

11.  Назовите основные режимы качения колеса.

12.  Что такое буксование ведущего колеса?

13.  Как измеряют экспериментально буксование движителя трактора?

14.  Что характеризует КПД ведущего колеса?

15.  Как зависит касательная сила тяги от нормальной нагрузки и буксования ведущего колеса?

16.  Как влияют конструктивные параметры шины и эксплуатационные факторы на тяговые свойства и КПД ведущего колеса?

17.  Как определяют радиус ведущего колеса гусеничного движителя?

18.  Назовите силы, действующие в гусеничном обводе.

19.  Почему на сельскохозяйственных гусеничных тракторах применяют заднее расположение ведущего колеса, а на транспортных машинах – переднее?

20.   Что такое КПД гусеничного движителя?

21.  Как и почему влияет на коэффициент сопротивления качению ширина гусеницы?

22.  По каким эксплуатационным показателям и как отличаются колесные и гусеничные тракторы?