Концепция развития и использования сельскохозяйственных тракторов. Концепция развития тракторного парка России, страница 5

На сельскохозяйственных тракторах с ДПМ преобладают вальные КП с ПНХ. При этом ведущие фирмы выпускают тракторы параметрическими рядами и сериями: их МТУ с ДПМ охватывают широкий диапазон мощностных классов на единой элементно-агрегатной базе с электронными системами контроля и управления ими.

На основании проведенного анализа можно отметить следующее:

- в мощностном диапазоне 40-110 л.с. на зарубежных сельскохозяйственных тракторах преимущественное распространение получили трансмиссии, оснащенные синхронизированными КП и с шестернями постоянного зацепления (66,9%);

- в мощностном диапазоне 110-260 л.с. – трансмиссии с ПНХ передач диапазонного типа (62 %), среди которых почти 45 % тракторов получили трансмиссии с ПНХ четырех ступеней внутри диапазона;

- на тракторах мощностью 260 л.с. и выше больше применяются трансмиссии с переключением всех передач под нагрузкой (на 58 % моделей мощностью 260-320 л.с., на 63 % моделей мощностью 320-400 л.с. и на всех тракторах мощностью более 400 л.с., хотя само число моделей в последних мощностных группах невелико – от пяти до восьми);

- трансмиссии с увеличителями крутящего момента (с ПНХ двух ступеней на каждой передаче) чаще встречаются на тракторах мощностью 60-110 л.с. (21,4 %);

- бесступенчатыми двухпоточными объемно-механическими трансмиссиями оснащаются модели мощностью 110-150 л.с. (их 17) и 150-200 л.с. (их 26). Применяются они и на более мощных тракторах (вплоть до 350 л.с.).

Тракторы общего назначения оснащаются ДПМ с номинальным скоростным режимом =1900–2200мин-1 и режимом максимального крутящего момента  при частоте  вращения коленчатого вала =1200–1400мин-1. Постоянство эксплуатационной мощности в диапазоне от  до  достигается при равенстве коэффициентов приспособляемости по моменту и частоте вращения  Кn=nн/nм=1,35–1,55. Указанное решение согласуется с одновременным распространением четырехскоростных ВОМ. При этом отношение соответствующих пар скоростей ВОМ 750 и 540 мин-1, а также 1400 и 1000 мин-1 достаточно близко к значениям  и  ДПМ.

Для обеспечения работы ДПМ в зоне наивысшей экономичности тракторы оборудуют тахометрами частоты вращения коленчатого вала, на шкале которых выделена зона (). По показаниям тахометра выбирается рабочая передача трансмиссии, обеспечивающая функционирование ДПМ на корректорной ветви. При колебаниях тяговой нагрузки работа ДПМ на корректоре осуществляет бесступенчатое автоматическое регулирование скорости движения МТА.

Литровая мощность современных тракторных двухуровневых ДПМ с охлаждением надувочного воздуха достигла 23-25 кВт/л при удельном расходе топлива 200-220 г/(кВтч). Снижение уровня шума обеспечивается применением многослойных защитных облицовок.

Особую важность приобретает проблема загрязнения атмосферы вредными веществами с отработавшими (ОГ) и картерными газами, топливными испарениями. 90-95 % токсичных компонентов, выделяемых дизелями, приходится на ОГ, вредно воздействующие на здоровье людей и животных, а также на растения. Поэтому при создании перспективных моделей сельскохозяйственных тракторов, предназначенных для использования в России и за рубежом, необходимо обеспечить выполнение действующих в Европе требований Euro-2 и Euro-3. Однако решение вопроса снижения токсичности ОГ дизелей находиться в противоречии с требованиями улучшения топливной экономичности. Прогнозы в отношении перспективы совершенствования топливной экономичности тракторных дизелей достаточно осторожны и базируются на комплексном решении этой проблемы, включающей методы организации топливоподачи с применением аккумуляторных систем «Common Rail» и малотоксичности процессов сгорания, использование альтернативных топлив, а также установку систем физико-химической очистки отработавших газов.