Концепция развития и использования сельскохозяйственных тракторов. Концепция развития тракторного парка России, страница 17

При использовании тяжелых тракторов, особенно на влажных почвах, уплотнение может распространяться на глубину 0,5-0,7 м и более. При систематическом уплотнении отрицательное влияние на физические свойства почвы и урожай усиливается. На тяжелых почвах с высоким содержанием органического вещества (4,3-5,8 %) при ежегодном уплотнении с последующим боронованием средний урожай зерна озимой ржи и ярового ячменя составил 30 ц/га, без уплотнения - 43 ц/га, через два года после прекращения уплотнения его отрицательное последствие на урожай продолжалось. В этих же условиях уменьшение давления движителей тракторов на почву до допустимого уровня обеспечило получение дополнительного урожая сахарной свеклы в объеме 17-40 ц/га и зерна кукурузы - 3,4-9,5 ц/га [3].

В процессе подготовки почвы, посева, ухода за растениями, уборки урожая и растительных остатков различные машины проходят по полю 5-15 раз, суммарная площадь следов движителей этих машин в 2 раза превышают площадь полевого участка, 10-12 % площади подвергается воздействию 6-20 раз, 65-80 % - 1-6 раз, 10-15 % не подвергается их воздействию. Уплотняющее воздействие движителей на почву дополняется интенсивным разрушением ее под действием их буксования.

Неравномерность плотности почвы обусловливает различные сопротивления ее обработке на длине гона. Направление обработки не совпадает с направлением следа от прохода уборной машины, что ведет к неравномерности ее глубины.

Сопротивление обработке почвы по следу гусеничных тракторов возрастает на 25, колесных - на 40, тяжелых автомобилей -на 65 % по сравнению с сопротивлением обработке неуплотненных участков поля. Это ведет к перерасходу топлива только при подготовке почвы до 1 млн. т. в год.

Общие потери моторных и трансмиссионных масел слагаются из суммы потерь на всех технологических операциях от резервуара для хранения до заправочной емкости машины и находятся в пределах 0,5-6,5 % для моторных и 1,2-17,5 % для трансмиссионных масел. Потери пластических смазок достигают 40 %. Потери дизельного топлива в сельскохозяйственном производстве составляют более 10 %, в том числе при эксплуатации машин - 7,7 %.

Из-за низкой загрузки тракторных двигателей (60-70 %) при выполнении основных сельскохозяйственных операций и малых скоростей рабочего хода, расход топлива на единицу выполненной работы увеличивается на 10-15 %.

В зависимости от состояния почвы буксование изменяется в 4-6 раз при одинаковом сопротивлении ее обработке. Отсутствие объективного контроля за величиной буксования движителей приводит к увеличению загрузки двигателя за счет потерь на буксование и в результате - перерасходу топлива на единицу выполненной работы. Удельный расход топлива на рыхлых и переувлажненных почвах в 2,0-3,5 раза выше, чем на стерне нормальной влажности.

Топливная экономичность МТА в значительной степени зависит от уровня организации их использования, так как до 50 % времени смены приходится на непроизводительные операции - повороты, переезды, загрузку материалов, очистку рабочих органов и т.п. Причиной такого положения является несовершенство как технологии, так и машин, входящих в состав МТА.

С точки зрения защиты почвы можно ввести дополнительный показатель - состояние поверхности поворотной полосы. Современные тракторы с передними управляемыми колесами имеют общие недостатки - обладают «бульдозерным эффектом» (нагребают почву перед управляемыми колесами) и низкую скорость движения на повороте, которая не должна превышать 9 км/ч для пахотных агрегатов и 6,6 км/ч - для широкозахватных.

В работе [14] приведены данные об усредненных выбросах вредных веществ при сгорании топлив в двигателях внутреннего сгорания и промышленных установках различного назначения (таблица 2.8).

В настоящее время и на перспективу нормируются вредные выбросы как от автотракторных двигателей, так и от тепловых электростанций.

Важнейший источник техногенного рассеивания металлов - сжигание ископаемого топлива.

Принято считать, что источником 50 % выбросов вредных веществ в атмосферу являются транспортные средства, а вторую половину дают стационарные установки различных промышленных предприятий.