Тягово-скоростные свойства автомобиля. Оценочные показатели тягово-скоростных свойств. Тяговый баланс и уравнение движения автомобиля, страница 6

Автомобили

Передача

Низшая

Высшая

Легковые

2,5-3,5

0,8-1,2

Грузовые

1,7-2,0

0,3-0,5

Автобусы

1,8-2,3

0,4-0,8

Автопоезда

1,0-1,2

0,2-0,5

Разгон начинают на передаче, предназначенной для трогания с места, при минимальной устойчивой скорости движения Vmin, а заканчивают при Vmax или при j=0 (рис. 4.5). Для достижения максимальной интенсивности разгона используются ускорения, максимально возможные при данной скорости. Поэтому переключение передач с низших на высшие осуществляется в точках B, C, E при скоростях соответственно VK1, VK2, VK3. Полагают, что ускорение в каждом интервале изменения скорости постоянно. Тогда время разгона на этом интервале  Например, в интервале изменения скорости VK2≤V≤VK3 находим:   Общее время разгона от скорости Vmin до Vmax равно сумме составляющих времени разгона  и суммарному времени, затраченному на переключение передач:

(4.42)

где n – количество интервалов изменения скорости; tп – время переключения передачи; nкп – количество ступеней в коробке передач, используемых при разгоне автомобиля.

Продолжительность переключения передач для автомобилей со ступенчатой коробкой передач и бензиновым двигателем tп=0,5-0,6 с., а с дизелем – 1,6-1,8 с.

В течение времени tп мощность не подводится к ведущим колесам, поэтому D<0, автомобиль движется накатом и скорость его уменьшается на величину ∆Vп. Замедление его при этом приближенно равно i=-gf. Тогда

                                 (4.43)

Для получения характеристики разгона V=f(S) необходимо определить приращение пути ∆Si, проходимого автомобилем на всех интервалах изменения скорости для каждой передачи. Полагают, что в каждом из этих интервалов автомобиль движется равномерно со средней скоростью  Тогда  Например, в интервале скоростей VK2<V<VK3 получаем  Путь за время переключения передачи находится аналогично по формуле

                              (4.44)

Полный путь разгона от скорости Vmin до Vmax составляет

(3.45)

По результатам расчетов tк и S строят характеристики разгона V=f(t) и V=f(S) (рис. 4.6).

Время разгона tв.п на высшей передаче от Vв.о до Vmax определяют непосредственно по графику V=f(t). При определении времени разгона на пути 400 м t400 и на пути 1000 м t1000 вначале по графику V=f(S) находят скорости V400 и V1000, достигаемые на этих отрезках пути, а затем по графику V=f(t) искомые значения времени разгона.

 

а)                                                б)

Рисунок 4.6 – Характеристика разгона автомобиля: а - V=f(t); б – V=f(S)

Практическое задание

Цель работы: дать оценку тягово-скоростных свойств проектируемого автомобиля.

Исходные данные: задаваемые (табл. А.1 и А.2) и расчетные (табл. 3.9-3.11) параметры проектируемого автомобиля.

Содержание работы включает:

1) расчет и построение графика динамического паспорта автомобиля (табл. 4.2, рис. 4.2);

2) расчет и анализ показателей тягово-скоростных свойств автомобиля (табл. 4.2);

3) расчет, построение графика и анализ составляющих энергетического баланса автомобиля на высшей передаче (табл. 4.2, рис. 4.4);

4) расчет, построение и анализ характеристики ускорения автомобиля (рис. 4.5);

5) определение показателей разгона автомобиля (табл. 4.5, рис. 4.6).

Таблица 4.2 – Показатели динамической характеристики автомобиля

Передача (степень в КП)

Показатели двигателя по характеристике

V, м/с

Pw, Н

D

nд, мин-1

Мк, Нм

Ne, кВт

ma

mo

I

nmin=(nм+1000)/2

≈0,9 КмМн

nм

КмМн

(nм+nн)/2

≈0,5 Мн(1+Км)

nн

Мн

II

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

Таблица 4.3 – Показатели тягово-скоростных свойств автомобиля