Ощущение как психический процесс. Память как психический процесс. Классификация основных видов памяти

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет им.Ф.Скорины»

Факультет психологии и довузовской подготовки

Кафедра социальной и педагогической психологии

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО УРОКА

                 «Ощущение как психический процесс»

Выполнил:

студентка группы ПЗ-61                                                        М

Проверила:                                                               

Гомель 2013

План-конспект открытого урока

                    Тема: Память как психический процесс

Цель:

1) образовательная: научиться различать типы и виды памяти;

2) развивающая: развивать познавательные процессы (воображение, память, внимание и др.);

3) воспитательная: воспитать чувство совместного коллективного творчества, дисциплинированности, организованности и устойчивости.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Материально-техническое обеспечение: схема «Классификация основных видов памяти» (Приложение 1); схема «Процессы памяти» (Приложение 2); рисунок «Кривая запоминания по Эббингаузу» (Приложение 3); памятка «Как улучшить память?» (Приложение 4).

Ход урока

I. Организация учащихся к занятию.

       -  Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Вижу, что к уроку все готовы. Прежде, чем начать, давайте отметим отсутствующих.

II. Вступительное слово преподавателя, постановка темы и целей.

- Ребята, кто мне скажет, чем отличается человек от животного? (разумом, психикой, речью, мышлением). Так, а какие психические процессы Вы знаете? (ощущение, восприятие, память, мышление). Сегодняшний наш урок посвящен памяти как одному из важнейших психических процессов человека. Как вы думаете: хорошо ли у Вас развита память? Вы знаете, почему кто-то из вас вроде и не тратит много времени на учебу, а оценки получает хорошие, а кто-то «зубрит-зубрит», а все равно отлично на уроке ответить не может? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.

III. Изложение нового материала.

- Ребята, как вы уже поняли тема нашего урока сегодня: «Память как психический процесс». Обратите внимание на доску, на ней записана тема урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

1.  Общее понятие памяти.

2.  Классификация видов памяти.

3.  Характеристика процессов памяти.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение любых внешних воздействий постоянно используется нами в дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре нашего мозга, исчезали бесследно. Человек бы не знал даже, как его зовут, когда он  родился, где он живёт, кто его родители. У него не было бы друзей, так как через секунду он бы забывал о них. Этот человек не умел бы читать, писать, считать, то есть не мог бы ничему научиться. Этот человек был бы таким же беспомощным в окружающем мире, как новорождённый младенец. Но такого к счастью не бывает. Все события нашей жизни не исчезают, а остаются с нами. Это возможно потому, что у нас есть память. Ребята, как вы думаете, что же такое память? (Размышления учащихся)

Вы все правы. А теперь послушайте внимательно и запишите, пожалуйста, в свои конспекты. Память − это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память − это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Память участвует в акте восприятия, так как без узнавания предмета восприятие невозможно. Но память выступает и самостоятельным психическим процессом, связанным с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

Значение памяти в жизни каждого человека огромно, без нее была бы невозможна никакая деятельность. Прав И. М. Сеченов, указывающий, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. Я уверена, что каждый из Вас легко вспомнит значимый для него момент – получение аттестата, выпускной вечер или что-то другое. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Например, Вы можете каждое утро видеть рядом со своим домом кого-либо

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
205 Kb
Скачали:
0