Методика проведения лабораторных индивидуальных занятий по пакету Mathcad, страница 4

Пособие отличается от существующих учебных курсов (например, от [28]…[30]) степенью связи с научными и инженерными приложениями. В этих курсах связь осуществляется через упрощенные примеры, которые не могут служить эталоном для решения инженерной задачи средствами Mathcad. Чтобы решить инженерную задачу, обучающийся должен сам синтезировать технологию ее решения на базе усвоенного в обучении маткадовского материала и самостоятельно найденного как в курсе, так и в документации по сопутствующим пакетам (например, по Word). Эта задача практически невыполнима для новичков. Так, если в примере расчета балки на косой изгиб [28, с.308] поставить задачу выбора не только ширины сечения, но и высоты для разных пород дерева и стандартных толщин досок исходя из условия прочности, то сразу встанут вопросы: как сформулировать задачу с двумя переменными параметрами, как правильно расшифровать и представить полученные результаты. На эти вопросы ни в Курсе ни в маткадовском Хелпе нет прямых ответов. Расчетчик должен находить их сам не только в Курсе по некоторым намекам, но и из прямого исследовательского эксперимента  в Mathcad.

Данная книга посвящена решению именно таких параметрических и многопараметрических задач. Расчетчик найдет в ней, если не готовое целиком  решение, то отдельные блоки, из которых он может составить требуемое решение.

Особое внимание в Пособии уделено обучению в параллельных группах методам  пакета Mathcad. Обычные курсы рассчитаны, скорее, на индивидуальное освоение материала, чем на групповое. Для групповых занятий преподаватель сам должен разработать задания определенной трудоемкости для обучающихся и обеспечить надежное (но не навязчивое) отсутствие возможности копирования решений обучающимися друг у друга.

В этом пособии решение задач - основной прием преподавания. Таких учебных задач, как было упомянуто, 1150. Все они индивидуализированы, и визуально одна легко отличается от дру­гой, что существенно облегчает преподавателю их распределение и учебный контроль. Возможность полного копирования исключается разнообразием формы данных каждой задачи такой, поэтому модификация другого решения под решаемую задачу зачастую более трудоемка, чем её самостоятельное решение. Кроме того, у преподавателя имеются средства программной генерации дополнительных индивидуализированных вариантов для большинства задач (см. столбец 2 табл. 13.1 и разд. 13.2) практически в неограниченном количестве.