Зубчатые передачи. Повреждения зубьев. Индикаторное приспособление для измерения бокового зазора между зубьями

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ

На тепловозах применяют главным образом цилиндрические и конические зубчатые передачи.

Потеря работоспособности зубчатой передачи наступает вследствие износа зубьев и увеличения бокового зазора между ними. Такая передача работает обычно с большим шумом и издает характерные звуки при изменении частоты или направления вращения. Наиболее характерные повреждения зубьев показаны на рисунке 1.

Рисунок 1 – Повреждения зубьев

При износе зубьев уменьшается их толщина и прочность, возрастает так называемый «мёртвый» ход, когда отклонение на некоторый угол ведущей шестерни не вызывает поворот ведомой, а следовательно, увеличиваются ударная нагрузка и перекосы в передаче. Все это способствует возникновению трещин в зубьях и их поломке. Износ зубьев во многих случаях неравномерный как по их длине, так и по высоте. Точечное разрушение на поверхности зубьев является следствием чрезмерных нагрузок, сконцентрированных на небольших площадках зубьев. В этих местах частицы металла отслаиваются, оставляя характерные мелкие раковины. Появлению точечного разрушения способствуют неполное прилегание зубьев. Иногда точечное разрушение прекращается после приработки зубьев, т. е. когда поверхность касания увеличится до площади, достаточной для достижения нормальной нагрузки.

Разборка. До разборки передачи, т. е. когда ее детали находятся в рабочем положении, следует измерить боковой зазор между зубьями и осевой разбег валов. Кроме того, если парные шестерни имеют одинаковое число зубьев, нужно пометить краской любую пару зубьев, находящихся в постоянном зацеплении.

Боковой зазор между зубьями (рисунок 2) можно измерить щупом, выжимкой (из свинца, пластилина и т. п.) или индикаторным приспособлением. С целью определения равномерности зазора измерение ведут в трех-четырех точках по окружности, а у конической передачи, кроме того, первый раз при раздвинутых, а второй раз при сдвинутых шестернях. Щупом или выжимкой пользуются, когда к шестерням имеется свободный доступ. Если передача открытая, для измерения зазора две или три П-образные скобы, сделанные из свинцовой проволоки, надевают на зубья одной из шестерен, расположив их равномерно по окружности. Медленно проворачивая передачу, прокатывают скобы между зубьями. Толщину обжатых частей каждой скобы с обеих сторон зуба, равную зазору , измеряют микрометром.

Рисунок 2 – Индикаторное приспособление для измерения бокового зазора между зубьями

Измерив толщину скоб со стороны головки зуба, определяют величину радиального зазора между зубьями. Если две-три П-образные скобы расположить по длине зуба, можно определить перекос в зацеплении зубьев.

Если передача закрытая, но к ней возможен доступ через смотровые или монтажные люки, патрубки и т. п. Свинцовую проволоку закладывают и пропускают между зубьями шестерен в процессе медленного проворота передачи.

В том случае, когда конструкция передачи такова, что свободного доступа к шестерням нет, пользуются индикаторным приспособлением (см. рисунок 2). На валу одной из шестерен укрепляют поводок, конец которого упирается

Похожие материалы

Информация о работе