Роль государства и муниципалитетов в производственной деятельности строительных предприятий. Виды государственного влияния на деятельность строительных предприятий

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Схема механизма хозяйствования строительного предприятия


§ 3.4. Роль государства и муниципалитетов в производственной деятельности строительных предприятий

Любое государство, независимо от общественного строя, заинтересовано в формировании и развитии экономического потенциала страны, пополнении бюджета, обеспечении порядка и повышении уровня жизни общества. Способы достижения этих целей различны и, как показывает исторический опыт, усиление административных (властных) способов и централизации государственного управления приводит к однобокому и неэффективному развитию экономики. Такое же отрицательное влияние на общественное развитие оказывает чрезмерная либерализация государственного управления, проявляющаяся в децентрализации и ослаблении власти, снижении роли законодательства и дисциплины исполнения законов. Это вносит анархию в экономику, приводит к кризисным ситуациям.

Одна из главных проблем развития любой страны состоит в поиске рационального сочетания централизма и демократии, разумного баланса государственной, муниципальной, частной и других форм собственности. Решение этой проблемы обусловлено законами общественного развития и национальными особенностями. Поэтому в каждой стране государственное управление экономикой (и строительством в том числе) осуществляется по-разному. Вместе с тем в государственном управлении строительством есть общие для всех стран функции, проявление которых меняется в историческом развитии и в зависимости от конкретных условий.

Строительство, как и другие отрасли национальной экономики, управляется государством через законодательную, исполнительную и


судебную вегви власти (рис. 3 3) Законодательная власть устанавливает состав и содержание законов, прямо или косвенно влияющих на строительную деятельность. Законы прямого влияния определяют структуру органов управления строительством, осуществляемым организациями государственной формы собственности, размеры бюджетных ассигнований на строительство и реконструкцию объектов госсобственности, перечень основных объектов и сроки их ввода в эксплуатацию. Кроме того, законодательным порядком определяется структура исполнительных государственных органов, формирующих техническую политику, осуществляющих разработку строительных норм и правил, контроль и надзор за их выполнением. К законам прямого влияния могут быть отнесены «Закон о государственном бюджете», «Закон о лицензировании строительной деятельности», и г п.

Рис. 3.3  Виды государственного влияния на деятельность строительных  предприятий


Законы косвенного влияния призваны формировать «внешнюю» среду строительной деятельности. К ним могут быть отнесены, пакеты законов о налогах и налоговой системе, о собственности, инвестиционной деятельности, землепользовании, предприятиях и предпринимательской деятельности, защите прав потребителей, о труде и многие другие.

Исполнение законов - обязанность всех физических и юридических лиц. Для обеспечения исполнения законов государство создает систему исполнительной власти, в которую входят государственные комитеты, министерства, службы и инспекции. Их задача - управлять использованием государственного имущества и обеспечивать механизм исполнения законов всеми организациями, предприятиями и гражданами. Примером обеспечения такого механизма является деятельность государственной налоговой службы, имеющей свою структуру и правила деятельности.

Государственные органы исполнительной власти имеют многоуровневую структуру (нижний уровень - областной, городской или районный), обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования (инструкции, подзаконные акты), исполнение которых зачастую обязательно наравне с законом. Например, право лицензионного комитета выдавать, отменять и продлевать лицензии на осуществление строительной деятельности дает ему огромную власть над соответствующими организациями. Право государственных инспекций (санитарных, технических, архитектурно-строительных, охраны памятников и т. п.) приостанавливать при определенных нарушениях строительные работы обеспечивает существенное влияние государства на ведение этих работ.

Состояние законодательства и структуры исполнительной власти в любой стране характеризуется не только сложностью, но и подвижностью, а иногда и неопределенностью. В частности, Россия в настоящее время осуществляет переход от старой законодательной системы к новой. В этот период имеет место неопределенность правового поля, когда еще действующие прежние законы противоречат вводимым новым, а требования одних государственных учреждений не согласуются с требованиями других. В этой связи большое значение для строительных организаций и их руководителей имеет деятельность местных


(муниципальных) органов управления, которая в каждом районе

Похожие материалы

Информация о работе