Коммунизм: утопия, марксизм, теория, страница 23

Российское коммунистическое движение началось с внесения марксизма в рабочее движение. Мера коммунистичности коммунистического движения определялась мерой понимания марксизма. Но даже при полном понимании марксизма, которое равно пониманию его самими классиками, коммунистическое движение России не могло стать полным без дальнейшего развития марксизма, без дальнейшего применения марксовского метода к решению фундаментальных задач и без дальнейшего развития марксовского метода. Необходимость дальнейшего применения метода Маркса обусловлена тем, что классики, при всей их гениальности, не могли успеть решить весь круг проблем, которые можно решить их методом. Между прочим, чем выше талант, гениальность, тем шире круг проблем, которые могут быть решены на основе достижений гения. Но нет такого гения, который бы мог предложить метод с неограниченным кругом возможностей. Каждая личность ограничена историческими условиями развития материальных и духовных ценностей. Величина гениальности как отдельной личности, так и партии, народа, человечества, определяется мерой эффективного использования исторических ценностей.

Необходимость развития марксовского метода (не посредством, конечно, его игнорирования — такое «развитие» есть откат назад, в дикость) обусловлена ограниченностью метода и, прежде всего, его научного языка.

С момента допущения первой стратегической ошибки КПСС коммунистическое движение стало на обратный путь. Этот обратный путь «сознательно» начался в идеологии. Отрезок этого пути в области идеологии — от полного безоговорочного признания марксизма к полному его отрицанию — равен 60-ти годам. Путь отрицания марксизма связан с отрицанием теоретических выводов относительно цивилизации (рабства, феодализма, капитализма) и коммунизма, полученных классиками на основе их метода — исторического материализма.

Советское официальное обществоведение вольно или невольно внушало читателю, будто оно лучше, чем классики, владеет их методом, что позволяет пересмотреть их выводы относительно капитализма и коммунизма.

Вот и Зюганов это заблуждение сохраняет. И Зоркальцев своими статьями о КПРФ и религии подкрепляет эту мысль.

Но Зюганов с Зоркальцевым (если они искренни) заблуждаются. Человек, сколь-нибудь грамотно овладевший методом классиков марксизма, не может не признать правильность их выводов относительно цивилизации (её форм регулирования — рынка и государства) и относительно коммунизма.

Зюганов не является марксистом не потому, что он не признаёт теоретические выводы классиков, а потому, что он не овладел их методом. Советских учёных, которые владели методом классиков в последние годы, вполне можно пересчитать на пальцах.

9.2  «Левые» и «правые»

Непонимание теоретических выводов классиков, сделанных на основе их метода, порождает огромное количество заблуждений. Одним из них является представление, будто бы коммунисты относятся к «левому» движению. А о классовом сознании рабочих и крестьян судят по их отношению к политике левых партий, включая КПРФ.

К величайшему сожалению все политические партии современной России могут быть измерены с помощью «линейки» с двумя делениями: «левые» и «правые». Все партии укладываются на этой шкале. Самые «правые» партии вращаются вокруг таких лиц как Гайдар, Греф, Чубайс. Самые «левые» партии вращаются вокруг таких лиц как Анпилов, Шенин, Умалатова. В середине расположились партии, вращающиеся вокруг таких лиц как Лужков, Зюганов, Глазьев.

Но все эти партии некоммунистические. Все они выражают лишь различные тенденции буржуазного общества.

Главным признаком, по которому политические движения современной России относятся «левым» или «правым», является их отношение к государству и рынку, к сознательности и стихийности. «Левые» во главу угла ставят государственное (сознательное) регулирование общественных процессов. Различные оттенки в лагере «левых» определяются различным пониманием роли государства и государственных деятелей, отношением к диктату последних, суждениями о «демократическом», «правовом» государстве. «Правые» во главу угла ставят рынок — стихийное регулирование общественных процессов. Различие между «правыми» определяется различием в понимании ими рынка вообще и роли рынка в регулировании общественного производства в частности. Наши теоретики так и не поняли, что советская действительность не избавилась от рынка. Некоторые экономисты отдельное состояние рынка выдают за определение рынка. И когда обнаруживается, что действительное состояние не соответствует их пониманию рынка, они начинают кричать: «Это же не рынок!». Товар, стоимость без рынка — вот изобретение наших горе-экономистов в прошлом. Декларативно советский рынок был запрещён. Фактически же он существовал. И хотя он был самым несвободным, но он был Рынком!

Коммунистическая партия не относится ни к «левым», ни к «правым», ни, тем более, к «центру». Хотя, замечу, что смутное представление о том, что коммунистическая партия есть партия «центра», стало формироваться в двадцатые годы в период активной борьбы против «правого» и «левого» уклонов в партии. Это представление формировалось на основе механики Демокрита и геометрии Евклида: если уклон вправо и влево — плохо, то стало быть нахождение в центре — хорошо. Жестокая борьба против уклонистов формировала наивное представление о перемещении. Под перемещением понималось перемещение в данном пространстве «влево» или «вправо», а не изменение самого пространства, одной из основных форм бытия.

Коммунистическая партия есть самая революционная партия. Она есть партия не просто пролетариата (рабочего класса), а партия борющегося пролетариата против условий существования пролетариата в качестве пролетариата.

Коммунистическая партия есть мозг класса, принципиально иное общественное бытие, выражающее сущность будущего коммунистического общества, а потому указывающее рабочему путь его освобождения от рабских условий — путь революционного продвижения по неизбежному историческому отрезку «пролетарий-непролетарий». Вся предыстория человеческого общества свидетельствует о том, что оно до сих пор шагало по отрезку «непролетарий-пролетарий».