Постройка корпусов судов на стапеле. Методы постройки судов и способы формирования корпусов, страница 2

При трехостровном формировании корпуса в соответствии с направлениями, устанавливаются забойные элементы по одному монтажному стыку. При формировании "островов" в соответствии с направлениями, требуется наличие забойных деталей по двум монтажным стыкам. Последовательность установки секций на каждом участке "острова" в этом случае такая же, как при пирамидальном способе. При блочном и модульно-агрегатном способах формирование корпуса осуществляется из предварительно собранных и сваренных блок-секций. Для этого в сборочно-сварочном цехе собирают и сваривают из секций отдельные части - блок-секции, которые испытывают на непроницаемость, выполняют в них механомонтажные работы и получают блоки, которые подают на стапельное место, где соединяют их по кольцевым монтажным стыкам и сваривают. Каждый корпус судна включает узлы, секции, блок-секции, блоки и блок-модули или зональные модули. Узел представляет собой отдельную конструкцию, состоящую из нескольких соединенных между собой деталей (неделимых частей), подаваемых как одно целое на сборку корпуса (тавровые узлы набора, кницы и т. п.). Секция - это часть корпуса, собранная из отдельных узлов и деталей с установленными в ней изделиями слесарно-монтажного насыщения, например днищевая секция с установленными в ней стаканами и трубопроводами. Блок-секция включает в себя часть корпуса, собранную и сваренную из нескольких секций, узлов и деталей и установленными в ней изделиями слесарно-монтажного насыщения, например блок-секция кормовой оконечности. Блоком называется часть судна, собранная и сваренная из нескольких блок-секций, прошедшая испытание на непроницаемость, имеющая большую степень насыщения оборудованием и характеризующаяся большим объемом выполненных монтажных работ. Блок-модуль или зональный модуль представляет крупный унифицированный блок судна, спроектированный для исключения сложных монтажных работ в процессе постройки, модернизации и ремонта судна и пригодный для серийной постройки.

ПРИМЕНЕНИЕ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОК-МОДУЛЕЙ

С этой целью на стадии проектирования судно разбивают на отдельные функционально законченные части, сформированные, исходя из сроков амортизации корпуса и энергетической установки, составляющих 20-25 лет - модули первой группы, и средства обеспечения основных функций судна со сроком службы в 2-3 раза меньше срока службы корпуса - модули второй и третьей групп. Они проектируются с учетом возможности быстрой замены их при модернизации и ремонте судна, а также упрощения монтажа в процессе его строительства. Применение крупногабаритных функциональных блок-модулей требует увеличения размеров судна и его водоизмещения, а также увеличения затрат на его постройку. Однако экономия средств в процессе эксплуатации и переоборудования судна значительно превышает первоначальные затраты. Поэтому применение модульно-агрегатной постройки судна должно начинаться с его проектирования и заканчиваться строительством. Иногда под термином «модуль" понимают функциональный агрегат или группу оборудования, скомплектованную на небольшой части корпуса или специальной раме, введенной в состав корпуса. В этом случае модульно-агрегатный метод служит только одной цели - сокращению периода монтажа оборудования на построечном месте. Дальнейшим развитием модульно-агрегатного метода является модульное проектирование и постройка как корпуса, так и входящего в него судового оборудования. В этом случае судно рассматривается как продукт поточного производства. В соответствии с этим корпус судна разбивается на типовые объемные и плоскостные сборочные единицы - модули, изготовляемые на соответствующих механизированных поточных линиях и участках.