Ценность и смысл, страница 5

Во-первых, как известно, каждая вещь, как целое, обладает определенным смыслом, который не содержится в сумме составляющих ее частей. Вещь, обладающая смыслом как целое, по выражению А.Ф. Лосева, есть неделимая единичность, более того, абсолютная индивидуальность, поскольку она в своему существовании не совпадает с существованием любой другой вещи. Мир как Универсум, взятый в целом как все имеющееся, тоже есть неделимая единичность, обладающая, стало быть, определенным смыслом, который обычно именуют Абсолютом. При этом следует особо подчеркнуть, что смысл непосредственно в самой вещи не содержится, он трансцендентен по отношению к ней, равно как и Абсолют трансцендентен по отношению к миру в целом.

Бытие, истина и ценность образуют три различные сферы (стороны, аспекта) мира, которые обладают специфичностью, несводимы друг к другу, у них имеется своеобразие. И принцип Юма указывает именно на это. Но взятые вместе, они принадлежат данному миру. Раз эти три части являются частями единого (неделимого) целого – мира, то они каким-то образом должны совмещаться в составе целого, несмотря на их специфичность. Это значит, что они имеют нечто общее и являются в каком-то смысле даже тождественными, но эту тождественность еще необходимо вскрыть. Ведь только благодаря самой этой тождественности они и способны объединиться в составе мира. Бытие, истина и ценность образуют некий базисный треугольник мира, способствуя своим единством его существованию именно как мира. Здесь одно предполагает другое, одно раскрывается через другое. И если верно, что они несовместимы и несводимы друг к другу, то не менее верно и то, что они неотделимы друг от друга.

Во-вторых, если, с одной стороны, мир в целом имеет смысл, то и каждая часть мира пронизана им, несет на себе смысл целого, пронизана Абсолютом, и если, с другой стороны, мир в целом имеет ценность и каждая его часть также обладает ценностью, то вполне логично предположить, что ценность связана со смыслом, с Абсолютом, что природу ценности надо искать именно здесь.

В-третьих, если существование мира в целом обеспечивается Абсолютом и если ценности тоже связаны с Абсолютом, то можно говорить о существовании Абсолютной ценности, о той первичной фундаментальной ценности, что присуща миру в целом. Не исключено, что мир в целом и есть абсолютная ценность, точнее, в мире в целом проявляется Абсолютная ценность как ценность самого мира. Признание существования абсолютной ценности методологически важно тем, что оно противостоит аксиологическому релятивизму, утверждающему, будто все ценности относительны. В самом деле, существуют относительные ценности, кто ж с этим будет спорить. Но суть проблемы в том-то и заключается, чтобы отчетливо понять, что абсолютизация относительных ценностей оборачивается в итоге ценностным нигилизмом. Действительно, существуют не только разные (относительные) ценности, но и разные системы отсчета ценностей, в пределах которых одни и те же ценности значат по-другому. Но сам факт существования этих систем свидетельствует о наличии в мире ценностей, независимых от любой системы отсчета и проецирующихся на каждую такую систему специфическим образом.

Итак, исходное понятие аксиологии – ценность. Одним из главных вопросов учения о ценности является вопрос о природе самой ценности: что такое ценность? Он влечет за собой целый ряд новых: 1. Что лежит в основе ценности? 2. Как «возникают» ценности? 3. В чем смысл существования ценностей? 4. Как они существуют? 5. Можно ли вообще говорить о существовании ценностей подобно тому, как мы говорим о существовании предметов, явлений? 6. Как ценности функционируют? 7. Можно ли вообще обойтись без ценностей? 8. Необходимы ли ценности?

Таков далеко не полный список вопросов, ответ на которые и призвана дать аксиология.

О соотношении смысла, бытия и ценности. Как же соотносятся между собой смысл, бытие и ценность? Вопрос это не имеет однозначного решения в философии. Существуют очень различающиеся между собой позиции. Здесь мы изложим лишь одну из них, являющуюся, как нам представляется, наиболее убедительной.

Все сущее обладает бытием, причем бытие – это то, что присуще вещам, идеям, указывая на их наличность, явленность, выраженность, которая и констатируется в том, что все они ЕСТЬ. Ценности также имеют всепроникающий характер, так что ничто не выпадает из сферы их действия, на что обращают внимание многие исследователи ценностей. Данное обстоятельство наводит на мысль о том, что в нераздельном слиянии бытия и ценности (онтологический этап аксиологии) содержится рациональное зерно. Но вместе с тем нельзя говорить об их полной тождественности, поскольку в противном случае одно из этих понятий стало бы совершенно излишним. Именно их несовпадение, несмотря на их неотрывность, как раз и послужило основанием их последующего отделения друг от друга и даже полного отрыва. При этом следует внести ясность в один дискуссионный момент. Как известно, различают два вида бытия: реальное и идеальное. Различие между ними сводится к различию типов утверждения ставшего. Реальное бытие – это бытие объектов в пространстве и во времени. К нему, например, Н.О.Лосский относит бытие вещей, психических явлений. Вещи занимают место в пространстве, имеют протяженность, существуют во времени, а психические явления в пространстве не локализуются, хотя обладают длительностью, развертываются во времени. Идеальное же бытие – это бытие вне пространства и времени. Таковым обладают понятия, идеи, идеальные объекты вроде математических конструкций, мысленных моделей, норм права и т.п. Классическим примером идеальных объектов являются платоновские умопостигаемые идеи.

К какому виду бытия следует отнести ценность? Обычно считают, что ценности обладают идеальным бытием. Но вопрос не столь ясен, как это кажется на первый взгляд. В самом деле, ценность материальных объектов не содержится ни в веществе, из которого они сделаны, ни в их форме, хотя очень часто мы склонны ценить их из-за формы, из-за материала, либо же из-за того и другого вместе, из-за тех функций, которые они выполняют и т.п. Но сама по себе ценность не тождественна ни материи вещи, ни ее форме, ни какому-либо другому ее свойству – такая позиция возвращает нас на точку зрения онтологизма. Ценность есть нечто такое, что находится вне материальных предметов, вещей, хотя и неотделима от них.