Проектирование и расчет рельсовой колеи обходного железнодорожного пути, страница 4

Объемный вес грунта насыпи, т/м3, определяется по формуле

где

      γy     – удельный вес грунта насыпи, т/м3;

      γв     – удельный вес воды, т/м3в = 1).

Коэффициент трения грунта

fвн = 0,75* fн = 0,75* tg φн

fвн = 0,75*tg(26)=0,37

Удельное сцепление грунта

Cвн = 0,5* Cн

Cвн = 0.5*1.53=0,77

Характеристика грунта обводненного основания пойменной насыпи

Объемный вес грунта основания насыпи, т/м3, взвешенного водой, определяется зависимостью

где

      εон – расчетный коэффициент пористости грунта основания насыпи.

Коэффициент пористости грунта основания насыпи определяется по формуле

где

     γон     – обьемный вес грунта основания насыпи при определенной влажности, т/м3;

Wон   – влажность грунта основания насыпи, %.

Сдвиговые характеристики грунтов в обводненном состоянии принимаются:

коэффициент трения

fвон = 0,75* fон = 0,75* tg φон

где

      tg φон    – угол внутреннего трения грунта основания насыпи естественной состоянии, град;

fвон = 0,75*tg(27)=0,25

удельное сцепление грунта

Cвон = 0,5* Cон

где

      Cон    – удельное сцепление грунта основания насыпи (в состоянии естественной влажности), т/м2.

Cвон = 0,5*1,8=0,9 т/м²

По условиям работы пойменных насыпей период подтопления можно разделить на два этапа: во время подъема внешних горизонтов поток воды направлен внутрь насыпи, во время спада – из насыпи в сторону откосов. Этот период является наиболее опасным, т. к. к снижению сдвиговых характеристик добавляется отрицательное влияние гидродинамических сил, действующих в направлении движения воды.

Гидродинамическая сила D, т, определяется по формуле

где

     γ0      – объемный вес воды, т/м3 (γв = 1);

I0          – средний уклон кривой депрессии для данного грунта

V       – объем грунта, в котором действует сила D, м3.

Так как все расчеты ведутся на 1 пог. м длины откоса насыпи, можно полагать, что

где Ω – площадь части сползающего клина, насыщенная водой, м2

( Ω = ωвн + ωвон )

Тогда 

3.  Расчет устойчивости откосов пойменной насыпи

Более широкое практическое применение нашел графоаналитический метод расчета устойчивости. При этом установлено, что в однородных связных грунтах поверхность смещения земляных масс близка к круглоцилиндрической.

Устойчивость откосов насыпи принято оценивать коэффициентом устойчивости, который представляет собой отложение моментов сил, удерживающих откос от смещения, к моменту сил, сдвигающих его относительно центра кривой смещения:

Расчеты устойчивости обычно проводят для 1 пог. м длины насыпи, при этом предполагается, что обрушение произойдет по круглоцилиндрической поверхности, имеющей радиус кривой, и сползающий клин является монолитом.

Коэффициент устойчивости определяется по формуле

где

fi     – коэффициент внутреннего трения грунта;

Ni    – нормальная составляющая веса i – го отсека, т;

Ti    – касательная (тангенциальная) составляющая веса i – го отсека, т,

при этом

где

 γi    – объемный вес грунта, т/м3;

ωi     – площадь отсека, м2;

βi    – угол, образуемый радиус - перпендикуляром и вектором, соединяющим центр    кривой обрушения с точкой приложения сил на поверхности скольжения i – го отсека;

Ci     – удельное сцепление грунта, т/м2;

D – гидродинамическая сила, т;

li – длина кривой смещения i – го отсека, м,

В отсеках, расположенных левее вертикального радиуса кривой смещения, возникают тангенциальные составляющие веса T, которые направлены в сторону, противоположному смещению грунта.

Таким образом, одна часть тангенциальных составляющих отсеков относительно к удерживающим силам Tуд, другая – к сдвигающим силам Tсдв.

В пойменных насыпях одни отсеки окажутся сухими, другие – частично сухими и насыщенными водой (под сухими грунтами условно понимают грунты, находящиеся в состоянии естественной влажности). Следовательно, грунты в верхней и нижней частях подтопленной насыпи имеют разные сдвиговые характеристики.

Для оценки устойчивости имеет значение критическая кривая обрушения, т. е. такая кривая, при которой коэффициент устойчивости K имеет наименьшее значение.

При построении возможных кривых обрушения учитывают действие временной нагрузки и веса верхнего строения пути с учетом водосливной призмы насыпи. Эти нагрузки заменяют фиктивными столбиками грунта на основной площадке земляного полотна высотой соответственно hвр и hвс. Высота столбика hвр определяется зависимостью

м

Где

       Pвр – сумма временной нагрузки от локомотива и постоянной от веса верхнего строения пути, т/м2;

       γн – расчетный объемный вес грунта насыпи, т/м3.

Ширина столбиков грунта от временной нагрузки равна длине шпалы bвр = 2,75 м.

Результаты расчетов и для кривых обрушения представлены в табл. 1-3.

Чертежи поперечного профиля насыпи с бермой и кривой обрушения представлены в приложении 4-6.


Таблица 1