Вскрышные работы. Требования к вскрышным работам. Особенности разработки песчано-гравийных месторождений, страница 4

По назначению: рабочие базы и перевалочные. На рабочей базе битум принимают, хранят, приготавливают и отправляют к месту назначения. Перевалочные базы – для приёма, хранения и отправки битума на рабочие базы. Технология некоторых баз такова, что на них можно производить приём, хранение, нагрев битума до рабочей температуры, приготовление дорожного битума, эмульсий, паст и разжиженного битума; другие базы – специализированные, приспособленные только для приёма, хранения и нагрева битума до рабочей температуры. Производственными процессами являются погрузка и подача вяжущего в хранилища, подогрев его в хранилище до жидко-текучего состояния от 60 до 100˚С, нагрев до рабочей температуры и отпуск потребителям или подача по трубам на АБЗ. Обычно радиус действия битумной базы – 25-30км. Длина участка строительства дороги, обслуживаемого битумной базой бывает равна длине участка дороги, на которой за текущий сезон будет построено покрытие, перемещение битумной базы на новое место производится в период между строительными сезонами.

Основные технологические процессы приготовления битумов, вспененных битумов, модифицированных битумов и битумных эмульсий.

Производство битумов

Нефтяные дорожные битумы получают путём переработки тяжёлых остаточных фракций нефти. Существует три основных способа производства вязких нефтяных битумов:

1)  концентрирование нефтяных остатков путём перегонки их в вакууме в присутствии водяного пара;

2)  окисление воздухом нефтяных остатков (мазутов, гудронов и т.д.);

3)  смешение (компаундирование) нефтяных остатков с дисцилатами с окисленными или остаточными битумами.

Таким образом, по способу производства различают остаточные, окисленные и компаундированные битумы.

Производство остаточных битумов

Перерабатывают нефть путём нагрева её до 300-350˚С, при этой температуре исключают некоторые фракции и остаётся мазут, который затем снова перерабатывается в вакууме и в присутствии водяного пара для отделения масляных фракций и концентрации асфальто-смолистых веществ получают нефтяные гудроны. Если гудроны содержат значительное количество масленых фракций, их подвергают обработке пропаном, в остатке получают битум.

В зависимости от свойств нефти и технологии получают битумы вязкие и жидкие. Чем выше температура нагрева сырья и больше вакуума, при введении перегретого водяного пара, тем более вязким становится битум.

Производство вязких окисленных битумов

Процесс окисления заключается в продувке сырья воздухом. Сырьём являются нефтяные остаточные фракции. Температура приготовления 230-300˚С. Расход воздуха от 0,8 до 1,5м3/мин на одну тонну сырья. Продолжительность окисления от 2 до 12 часов. При окислении атомы углерода и водорода отцепляются, соединяясь с кислородом воздуха, образуется вода и углекислый газ. Они удаляются из реактивов окисления, молекулы укрупняются, идёт превращение смол в асфальтены.

Производство модифицированных битумов

Модифицированные битумы – это битумы с повышенными технологическими свойствами по морозостойкости, теплостойкости и т.д. модифицированные битумы изготавливают из дорожного, строительного и других битумов с использованием полимерных добавок термоэластопластов (ДСТ-30-01, ДСТ-30Р-01 и др.)

Технологический процесс

Битум с температурой 170-175˚С по обогреваемым трубопроводам из битумных котлов закачивается в смеситель, одновременно в смеситель загружается полимер, пластификатор, далее проходит смешение компонентов. После окончания смешения производится перекачка готовой массы в битумные котлы для готовой продукции.

В 2001г. Количество модифицированных битумов используемых в дорожном строительстве в европейских государствах составило 7%.

Вспененные битумы

Вспенивание битума осуществляется использованием стационарного смесителя. Подача вспенивающего компонента (воды) осуществляется под давлением.

Этот способ может обеспечить более высокую адгезию битума с минеральной поверхностью при меньшей длительности перемешивания смеси и более низкой температуре. Кроме того, минеральные составляющие не подвергаются сушке и нагреву, что значительно уменьшает энергозатраты при приготовлении асфальтобетонной смеси.

Благодаря вспениванию повышается адгезия битума с поверхностью минеральных материалов на несколько десятков процентов, что сравнимо с использованием дорогостоящих ПАВ,