Спутниковые измерения. Математическая обработка результатов геодезических измерений. Съемка местности, страница 7

Парк тахеометров весьма разнообразен. Назовем характеристики некоторых.

          3Та5 (УОМЗ, Россия): точность измерения горизонтальных углов - 5²; расстояний до 1600 м - 5 мм +3×10-6 D , где D – расстояние; карта памяти.

SET630R(Sokkia, Япония): точность измерения углов 6²; точность измерения расстояний - 2 мм + 2×10-6 D; дальность - до 4000 м; память на 10 000 пикетов. 

TS3305DR (Trimble, США): точность измерения углов 5²; точность измерения расстояний - 3 мм + 2×10-6 D.  Дальность до 3000 м; память на   1900 пикетов. 

Результаты измерений, выполненных в ходе создания съемочной сети и съемки местных предметов, накапливаются в памяти прибора, а затем вводятся в компьютер. Дальнейшая обработка выполняется с использованием пакетов программ, созданных для обработки топографических съемок («Кредо-Диалог Топоплан 1.0», «Топаз» и др.). В результате получают  электронную версию топографического плана. При необходимости ее можно распечатать и получить бумажную копию документа.

11.4. Особенности крупномасштабной съемки железнодорожных станций и узлов

  Съемка железнодорожных станций и узлов выполняется в соответствии с ведомственными строительными нормами[1]. Съемку станций  IV – V классов выполняют работники дистанции пути, станций II – III классов –  геодезическая группа отделения дороги, станции  I класса и внеклассные снимают специализированные организации. Съемки выполняют в масштабах 1:500 или 1:1000. Обновление планов делается раз в 10 лет.

Съемочным обоснованием при съемке станций служат точки одного или нескольких базисных ходов и точки съемочных теодолитных ходов, опирающихся на  точки базисных.

Базисные ходы прокладывают вдоль главного пути или парка железнодорожной станции, съемочные – в местах, удобных для геодезических измерений и обеспечивающих съемку путевого развития и пристанционной территории.

Планы станций могут составляться в государственной системе координат, но чаще применяют местную (станционную) систему, в которой за начало координат принимают точку пересечения оси пассажирского здания ПЗ (ось x), с базисным ходом, проложенным вдоль главного пути – ось y. Система высот для составления плана, обычно, Балтийская.

Плановую привязку базисных ходов выполняют к пунктам геодезической сети ближайшего города (поселка), высотную – не менее чем к двум реперам государственной нивелирной сети.

Точки ходов закрепляют  как временными знаками (дюбели, деревянные колышки), так и постоянными (бетонный монолит с накладкой или  отрезок рельса с насечкой). Постоянными знаками должны быть закреплено не менее трех точек базисных ходов на каждый парк и не менее двух точек на 1 км главного пути.

Полученные невязки в ходах не должные превышать допустимые, приведенные в Таблице 1.

Таблица 1

Допустимые невязки

угловые

линейные

высотные

Базисные и съемочные ходы на железнодорожных станциях     

0,3´

1:4000

Съемочные ходы на станциях  вне путевого развития, базисные ходы на разъездах

1:2000

                Измерение углов и расстояний в ходах выполняют  электронными тахеометрами или теодолитами типа Т2 или Т5 и светодальномерами по трехштативной системе. Горизонтальные углы и длины линий  измеряют двумя приемами.

Высоты точек ходов определяют прокладывая по точкам съемочного обоснования ходы технического нивелирования или тригонометрического нивелирования.

                              Основным методом съемки местных предметов служит тахеометрическая съемка, выполняемая электронными тахеометрами или теодолитами со светодальномером. Применяются также способы полярных и прямоугольных координат, угловой засечки.

Точность съемки местных предметов - 0,2 мм в масштабе плана, но для элементов станционной ситуации и путевого развития она не должна превышать: вдоль путей – 6 см, поперек путей – 2 см.

В ходе съемки должны быть определены координаты основных элементов путевого развития, углов пассажирского здания, углов локомотивного и вагонного депо, постов централизации, служебных и технических зданий, расположенных между путями или вблизи них, наружных граней опор искусственных сооружений, прожекторных мачт, ЛЭП, высоких и низких платформ.

          На каждом стрелочном переводе выполняют его обмер с разбивкой  центра перевода. Определяют координаты центра стрелочного перевода, марку крестовины, тип рельсов, род балласта, способ управления и освещения, основные размеры.

          При съемке производственных, служебно-технических и др. зданий и сооружений определяют координаты не менее двух углов и производят обмеры по наружному периметру, указывают: характеристику сооружения, наименование, материал стен, фундамента, кровли, состояние, принадлежность.

          Геометрию станционных путей (прямые вставки, кривые, изломы) определяют по характерным точкам стрелочных переводов и по координатам точек на осях пути для планов масштаба 1:1000 через 40 м, для 1:500 через 20 м.

          На каждом пикете измеряют междупутные расстояния и геометрическим нивелированием определяют отметки головок рельсов.

          План составляют на листах малодеформируемого пластика (лавсана). При необходимости на план наносят углы съемочных планшетов и сетку координат.

           На плане должны быть показаны: путевое развитие, искусственные сооружения, устройства наземных и подземных коммуникаций, все элементы ситуации (здания, сооружения и пр.), полоса отвода.

          В пределах путевого развития железнодорожной станции, насыпей и выемок, по сооружениям и зданиям горизонтали не проводят.

Все здания и сооружения нумеруют, при этом №1 присваивают пассажирскому зданию, далее нумерация ведут справа налево.



[1] ВСН-208-89 и СНиП 1.02.07–87