Методы оценки товарных запасов и их влияние на валовую прибыль предприятия. Разработка и использование математических моделей оценки товарных запасов

Страницы работы

Содержание работы

2.2  Методы оценки товарных запасов и их влияние на валовую прибыль предприятия. Разработка и использование математических моделей оценки товарных запасов.

В компаниях, которые производят или продают товары, размер товарно-материального запаса оказывает большое влияние на их рентабельность. Именно товарно-материальные запасы часто являются основным оборотным активом такой компании и, следовательно, в значительной степени воздействуют на размер собственного капитала компании. Стоимость проданных товаров зависит от оценки товарно-материальных запасов, поэтому последние в значительной степени определяют валовую прибыль компании (и, конечно же, чистую прибыль).

Основной принцип оценки товарно-материального запаса состоит в том, что цена единицы товарно-материального запаса определяет ее стоимость в будущем [5]. Например, если компания приобретает товары по оптовой цене и перепродает их клиентам по розничной, то стоимость товаров, находящихся на складе компании, определяется той суммой, которую она заплатила, чтобы приобрести их. В то же время, если компания производит товары или предоставляет услуги, ситуация усложняется. В этом случае имеется обычно три категории товарно-материальных запасов: сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, готовая продукция. Каждую категорию надо оценивать индивидуально. Стоимость сырья - это цена, за которую компания его приобрела. Стоимость полуфабрикатов и комплектующих изделий равняется стоимости сырья плюс затраты на оплату труда по состоянию на день инвентаризации. А стоимость готовой продукции – это стоимость сырья плюс все затраты на оплату труда, связанные с производством данного продукта, включая накладные расходы.

Для определения стоимости товарно-материального запаса,  по которой следует вести учет и списывать (в затраты на производство или на реализацию), рекомендуется использовать один из следующих методов оценки запасов:

§  точного определения;

§  по средней стоимости ( метод средневзвешенной цены);

§  по стоимости первых по времени закупок (метод FIFO);

§  по стоимости последних по времени закупок (метод LIFO).

Метод точного определения. Этот метод устанавливает фактическую цену, по которой приобретается каждая единица товарно-материальных запасов. Он позволяет реальнее всего оценить товарно-материальный запас и обычно используется компаниями, которые занимаются перепродажей сравнительно небольшого количества довольно дорогостоящих товаров: компания, у которой небольшой товарный объем, должна  продавать товары по более дорогой цене, либо прекращать свою деятельность, в противном случае данная деятельность может оказаться нерентабельной. На практике при широком ассортименте товаров, разных поставщиках и  ценах использование метода точного определения  может стать проблематичным.

В последние годы широкое применение получили новые технологии: кассовые аппараты в магазинах розничной торговли, нанесение штрих-кода и практически повсеместное внедрение компьютерных систем. Благодаря этому ситуация значительно изменилась, по крайней мере, в сфере розничной торговли. Теперь уже не так трудно проследить путь каждой единицы товара с момента поступления на склад до момента ее продажи. В данной работе метод точного определения не рассматривается.

Оценка запасов методом средневзвешенной цены. Средняя стоимость единицы товарно-материального запаса - это общая сумма, которую предприятие заплатило поставщикам, разделенная на число единиц товара, находящегося на складе. Поскольку фактическая стоимость каждой единицы товара изменяется в результате колебаний цен, назначаемых поставщиком, или смены поставщика, этот метод менее точен, чем предыдущий. Зато метод средней стоимости можно использовать всегда, а метод точного определения - нет.

Методика оценки товарно-материального запаса методом средней стоимости сводится к следующему: к стоимости материала на начало отчетного периода прибавляется стоимость поступившего за отчетный период материала и полученный результат делится на количество материала на начало отчетного периода плюс количество поступившего материала за отчетный период.

Похожие материалы

Информация о работе