Унифицированная экипажная часть грузовых тепловозов 2ТЭ10В, 2ТЭ116 и ТЭ109. Комбинированная опора кузова с круглым скользуном, страница 4

Многолетний опыт эксплуатации тепловозов 2ТЭ116 и 2ТЭ10В показывает, что резинометаллические опоры не требуют обслуживания в эксплуатации и обеспечивают надежность до заводского ремонта.

На бесчелюстных тележках для связи букс с рамами применяются горизонтальные поводки с резинометаллическими шарнирами. Поводки создают достаточную жесткость продольной связи между буксами и рамами тележек, обеспечивая в то же время боковую амортизацию.

При сборке тележек поводки устанавливают таким образом, что в статическом состоянии нагрузка на них не передается. При вертикальных перемещениях букс относительно рамы тележки наряду с деформацией пружин рессорного подвешивания происходит и деформация (закручивание) резиновых элементов поводков.

Так как жесткость резины при снижении температуры увеличивается, динамическая жесткость рессорного подвешивания тележек с поводковыми буксами будет возрастать. Поэтому для локомотивов с поводковыми буксами, предназначенных для4 работы в условиях низких отрицательных температур, особенно в связи с производством тепловозов для БАМа, важна оценка изменения жесткости рессорного подвешивания.

Изменение жесткости комплекта буксовых поводков от времени  работы t при отрицательных температурах окружающей среды:

1 — минус 60 °С; 2 — минус 40 °С; 3 — минyc 30 °С

Были проведены стендовые испытания буксовых поводков в климатической камере холода при температурах окружающей среды от +20 до —60 °С на специальном стенде, позволяющем имитировать работу поводков в буксовом узле локомотива. Испытаны три комплекта буксовых поводков унифицированной бесчелюстной тележки тепловоза с серийными шарнирами, изготовленными из резин 2959 при амплитудах вертикальных перемещений букс 10, 20 и 30 мм и частоте колебаний 1,4—1,5 Гц. При температурах от —30 до —60 °С были проведены специальные опыты по определению скорости разогрева резиновых элементов при непрерывно работающем в течение часа стенде. При температуре + 20 °С жесткость комплектов поводков находилась в пределах 175—200 Н/мм, при температуре —20 °С — 250 — 280 Н/мм, о при — 30 °С — 310 — 370 Н/мм и 410—450 Н/мм при —40 °С. С понижением температуры стабильность жесткостных характеристик поводков становится все меньшей. При температурах ниже —40 °С характер работы резинометаллических шарниров поводков меняется. При визуальном наблюдении за относительным перемещением деталей поводка при снятых торцовых шайбах было замечено, что в начальный период колебаний буксы происходит проскальзывание металлических втулок по поверхности большого диаметра резиновых втулок, а изменение усилий при этом становится таким же, как в трущейся паре с сухим трением. Это вызвано увеличением усилия, необходимого для закручивания резиновой втулки,

. Осциллограммы усилий  (/), создаваемых комплектом буксовых поводков при вертикальных перемещениях (II) буксы: а — минус 40° С; б — минус 60° С

и снижением силы трения резиновой втулки по металлической поверхности из-за уменьшения объема и предварительного сжатия резины под действием низкой температуры. Значения начальной жесткости комплекта буксовых поводков для различной температуры окружающей среды приведены на. При непрерывной работе поводков из-за разогрева резиновых элементов за счет внутреннего трения жесткость поводков уменьшается. Так, при температуре окружающей среды —60 °С через 10—15 мин работы с амплитудой вертикальных перемещений букс ± 20 мм с частотой 1,5 Гц жесткость уменьшается с 900 до 400Н/мм, т. е. становится равной начальной жесткости поводков при температуре окружающей среды —30 °С, а через 1 ч работы становится равной жесткости при —20 °С. При таких же режимах нагружения и температурах окружающей среды —40 и —30 °С жесткостные характеристики поводков стабилизируются через 10—12 мин работы, и жесткость их становится такой же, как при температурах — 10 ~ —20 °С.