Сборник заданий и методических указаний по дисциплине «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»: Учебное пособие, страница 14

1.  Учебное пособие, ч. 3, гл. 1 и 2.

2.  Схема железнодорожной станции «К».

3.  Линейки, цветные карандаши.

Условия задания

В 8.00 07.04.200… г. на сортировочной станции «К» в результате схода подвижного состава произошел взрыв вагона со взрывчатыми материалами массой 50 т. Место взрыва – середина крайнего южного пути парка O-VI.

Ударной волной взрыва опрокинута цистерна со сжиженным аммиаком массой 49,4 т. Произошел выброс аммиака в атмосферу и разлив на поверхности земли. В момент опрокидывания цистерна находилась в середине парка П-I, в 300 м от его восточной горловины.

Метеоусловия в момент аварии: скорость ветра, V= 2,1 м/с; азимут ветра – 225; температура воздуха t=15С; СВУВ – инверсия; местность закрытая.

В результате ЧС на станции сложилась следующая обстановка, выявленная путем разведки.

1. Здания постов ДСП(2) у парков П-I и О-VI полностью разрушены; электромастерские (10) имеют сильное разрушение, здание горит; товарная контора (1) получила средние разрушения; здание столовой (6) у парка Т-VIII имеет слабое разрушение.

2. В средней части парка О-VI образовались сплошные завалы подвижного состава, в парке Т-VIII и средней части парка П-I- отдельные завалы. Движение поездов через станцию прервано.

3. Обнаружены пораженные: в здании электромастерских – 15 человек, в столовой – 5 человек, в ПТО вагонов (11) – 5 человек, в товарной конторе – 15 человек. Отдельные пораженные имеются в парках О-VI, П-I, Т-VIII (ориентировочно 15 человек).

4. Для постановки водяной завесы, обеззараживания участка разлива аммиака и тушения пожара в электромастерских в 8 ч 50 мин в восточную горловину парка П-I прибыл пожарный поезд.

Начальник станции, оценив сложившуюся на станции обстановку,  принял решение и отдал приказ на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии с приказом, спасательной команде (СК) надлежит не позднее 9.30. 07.04.200… г. развернуть аварийно-спасательные работы в районе парков П-I, O-VI, T-VIII, обратив основное внимание на оказание помощи пораженным. После оказания первой медицинской помощи пораженных необходимо доставить в медпункт, который к 9.30. будет развернут у столовой локомотивного депо (15).

Для проведения работ в зоне химического заражения СК выдано 15 изолирующих противогазов.

Продолжительность работы СК – 10 часов. Доклады о ходе работ – ежечасно.

Пункт сбора СК – локомотивное депо. Состав спасательной команды по состоянию на 9.30. 07.04.200… г.: три спасательных группы (по 3 звена в каждой): 1-я группа – 23 чел., 2-я группа – 21 чел., 3-я группа –24 чел.; санитарная дружина (5 звеньев) – 20 чел.; звено управления и разведки – 4 чел.

Для подготовки распоряжения о проведении аварийно-спасательных работ в западной части ж.-д. станции студенты, действуя в должности командира спасательной команды, должны:

·  изучить обстановку и нанести ее на схему станции;

·  принять решение о проведении аварийно-спасательных работ силами СК.

Методика выполнения

1. Изучение обстановки и нанесение ее на схему станции.

Изучение обстановки обеспечивается внимательным прочтением исходных данных задания и углубляется при нанесении ее на схему станции «К».

Нанесение обстановки на схему станции осуществляется условными знаками (уч. пос.,ч. 3, с. 99–101). На схему станции наносят:

место взрыва;

разрушения зданий;

пожар в электромастерских;

завалы в парках О-VI, П-I и T-VIII;

места нахождения пораженных;

пункт размещения (сбора) спасательной команды;

пожарный поезд;

медицинский пункт;

зону возможного химического заражения (нанесена при выполнении задания 1). Если студент не выполнял задание 1, он обязан его выполнить в соответствии с методикой, изложенной в данном учебном пособии (см. задание 1).

2. Принятие решения о проведении аварийно-спасательных работ силами СК.

Принятию решения командиром СК предшествует уяснение задачи, поставленной начальником станции, и оценка обстановки в зоне действия спасательной команды.

Уяснение задачи и оценка обстановки являются необходимым основанием для принятия рационального решения о проведении аварийно-спасательных работ и выполняются студентами под руководством преподавателя путем ответов на вопросы, поставленные преподавателем.

Решение о проведении аварийно-спасательных работ силами СК принимается студентами самостоятельно и записывается в тетради.

Содержание решения

1.  Краткие сведения об обстановке в зоне работы СК.

2.  Основные задачи СК.

3.  Где сосредоточить основные усилия и какие работы следует выполнить в первую очередь.

4.  Порядок использования подразделений СК при проведении аварийно-спасательных работ (участки работ и выделяемые на них группы, звенья).

5.  Маршруты выдвижения подразделений к участкам работ.

6.  Управление подразделениями в ходе работ, организация связи, пункт управления командира СК.

Рекомендации

для самостоятельной подготовки к  выполнениюзадания 12

Проведение объектовым формированием

аварийно-спасательных работ на объекте ж.-д. транспорта

(уч. пос., ч. 3, с. 8–13 и с. 21–23)

1. Состав и содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

·  понятие об аварийно-спасательных и других неотложных работах (с. 8);

·  содержание аварийно-спасательных работ (с. 8–13);

·  содержание других неотложных работ (с. 13–15).

2. Силы, привлекаемые для проведения АСДНР и аварийно-восстановительных работ (АВР) на ж.-д. транспорте.

·  восстановительные поезда (с. 21, 22);

·  пожарные поезда (с. 22);

·  медицинские бригады лечебных учреждений ж.-д. транспорта   (с. 23).

3. Принципы организации АСДНР (с. 16, 17).

Задание 13

Выявление возможной обстановки и подготовка к аварийно-спасательным работам на ОЖДТ при применении ядерных средств поражения