Сборник заданий и методических указаний по дисциплине «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»: Учебное пособие, страница 10

4. Разработка мероприятий по повышению устойчивости

ИТК станции

Мероприятия разрабатываются на основе анализа возможной инженерной обстановки по двум направлениям:

первое – повышение устойчивости сооружений и устройств, которые могут получить сильные (полные) и средние разрушения;

второе – проведение мероприятий на пункте слива ГСМ, направленных на уменьшение вероятности возникновения ЧС и снижение уровня возможных разрушений при ЧС.

В основу разработки мероприятий закладываются четыре принципа (см. с. 135 уч. пос., ч. 2).

Разъяснения по применению указанных принципов представлены в уч. пос., ч. 2, с. 135–137.

Разрабатываемые мероприятия необходимо обосновать конкретными цифрами и расчетами.

Например, предложение о сокращении числа подаваемых цистерн под слив до одной должно подтверждаться расчетами возможных разрушений при массе ГВС Q = 60 т.

Другое предложение об удалении пункта слива от основных станционных сооружений и устройств требует определения для них по графику ∆Рф = f(Q, R) радиусов функционирования Rф, являющихся предельными расстояниями, ближе которых не должен размещаться пункт слива.

Задание 10

Определение минимально допустимого удаления  взрывоопасных объектов от железнодорожных сооружений и устройств

(выдается студентам для самостоятельного выполнения)

Учебно-материальное обеспечение

1. Учебное пособие, ч. 1, с. 44–47, 50–52.

2. Лист миллиметровой бумаги.

3. Калькуляторы, линейки, карандаши, циркули.

4. Схема ж.-д. станции «К» (учебная).

Условия задания

Южнее парков сортировочной станции П-I и С-III проектируется строительство взрывоопасного объекта – хранилища углеводородных газов с размещением в емкостях УВГ с максимальной массой 80 т.

Для принятия решения о размещении взрывоопасного объекта необходимо определить минимально возможное его удаление от элементов ИТК станции.

Методика выполнения

Решение поставленной задачи осуществляют в следующей последовательности:

·  определяют избыточные давления ∆Рф во фронте воздушной ударной волны на различном удалении R от источника ЧС;

·  определяют пределы устойчивости и радиусы функционирования Rф для элементов ИТК станции;

·  наносят на схему станции границы зоны безопасности.

1. Определение избыточных давлений ∆Рф во фронте воздушной ударной волны сводится к построению графика изменения ∆Рф на различном удалении R от источника ЧС.

Для углеводородных газов определение R в зависимости от значений ∆Рф = 300, 200, 100, 50, 30, 20 и 10 кПа для массы 80 т производят без дополнительных расчетов по графикам (рис. 3.5, с. 46 уч. пос., ч. 1).

Значение  заносят в табл. 10.1.

Таблица 10.1

Избыточное давление ∆Рф, кПа

300

200

100

50

30

20

10

Расстояние от центра взрыва УВГ R, м

По данным табл. 10.1 на миллиметровой бумаге строят график  ∆Рф = f( R). На оси ординат откладывают значения ∆Рф от 0 до 200 кПа (в 1 см – 12,5 кПа). На оси абсцисс откладывают значения R от 0 до 1000 м (в 1 см – 50 м).

2. Определение предела устойчивости и радиуса функционирования Rф для  элементов ИТК станции осуществляют с использованием табл. 3.3, с. 52 уч. пос., ч. 1. (За предел устойчивости принимают нижнюю границу средних разрушений сооружений.)

Значения  и Rф определяют для зданий и сооружений, расположенных между парками П-I и С-III и южнее этих парков (см. схему станции «К»).

Например: ж.-д. путь I главный, убежище № 2, товарная контора (1), компрессорная (13), подвижной состав (вагоны) в парках П-I и C-III, контактная сеть вдоль I пути.

Выбранные здания, сооружения, их предел устойчивости и радиус функционирования заносят в таблицу по форме табл. 10.2.

3. Нанесение на схему станции границ зоны безопасности осуществляют с использованием радиусов функционирования Rф в масштабе схемы (1 см – 150 м).

Для точечных элементов объекта (убежища, здания) граница представляет собой дугу окружности, проведенную из центра элемента  радиусом Rф.

Для линейных элементов (ж.-д. путь, контактная сеть, подвижной состав в парках П-I и C-III, размещенный на крайних южных путях) граница зоны безопасности представляет собой отрезок прямой, проведенный на удалении Rф от сооружения параллельно этому сооружению.

Для каждого элемента ИТК (табл. 10.2) радиусу функционирования присваивается свой номер (), который указывается на схеме станции при нанесении зон безопасности.

Размещение взрывоопасного объекта возможно только за пределами зоны безопасности с учетом местоположения других объектов, расположенных вблизи станции.

Таблица 10.2

Пределы устойчивости и радиусы функционирования элементов

 ИТК станции в районе парков П-I и C-III

Элементы ИТК

Характеристика элементов ИТК

Предел ус-тойчивости элементов

 ИТК , кПа

Радиус функцио-нирования Rф, м

1. Товарная контора (1)

3-этажное здание кирпичное

=

=

2. Компрес-сорная (13)

1-этажное здание кирпичное

=

=

3. Убежище №2

 = 300 кПа, встроенное на 100 укрываемых

=

=

4. Вагоны в па-рках П-I и C-III

усредненные характеристики (масса, габариты)

=

=

5. Ж.-д. путь

I-главный

Рельсы Р65, ж.б. шпалы, щебеночный балласт

=

=

6. Контактная сеть вдоль I пути

Стандартная

=

=

Рекомендации

 для самостоятельной подготовки к  выполнению

 заданий 9, 10, и 13

Характеристика взрывов и их последствий на ОЖДТ

(уч. пос., ч. 1, с. 40–47, 48–54, 82–98)

1. Характеристика аварийных взрывов (уч. пос., ч. 1, с. 40–47).

·  определение взрыва и понятие о его ударной волне (с. 40);

·  основные параметры ударной волны взрыва, воздействие избыточного давления ∆Рф на здания и сооружения (с. 41);