Виды слияний. Слияние и поглощение компаний в области консалтинга и аудита. Характер интеграции компании

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Слияния и поглощения в финансовой сфере стали носить преобладающий характер, иметь большое значение для экономики в силу того, что со временем роль финансового капитала стала увеличиваться, начала преобладать над промышленным. В современном корпоративном менеджменте можно выделить множество разнообразных типов слияния и поглощения компаний. В качестве наиболее важных признаков классификации этих процессов можно назвать

•  характер интеграции компании;

•  национальную принадлежность объединяемых компаний;

•  отношение компаний к слияниям;

•  способ объединения потенциала;

•  условия слияния;

•  механизм слияния. Остановимся на наиболее часто встречающихся видах слияния компаний. В зависимости от характера интеграции компаний целесообразно выделять следующие виды :

  • горизонтальные слияния - объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;

•  вертикальные слияния - объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие - до конечного потребителя. Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;

•  родовые слияния - объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химреактивы для фотографирования;

•  конгломератные слияния - объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние такого типа - это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в такого вида объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе.

В свою очередь можно выделить три разновидности конгломератных слияний: Слияния с расширением продуктовой линии (product line extension mergers), т.е. соединение не конкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи. В качестве примера можно привести приобретение компанией Procter & Gamble, ведущим производителем моющих средств, фирмы Clorox - производителя отбеливающих веществ для белья. Слияния с расширением рынка (market extension mergers), т.е. приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались. Чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности. В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния компаний:

национальные слияния - объединение компаний, находящихся в рамках одного государства;

транснациональные слияния - слияния компаний, находящихся в разных странах (transnational merger), приобретение компаний в других странах (cross-border acquisition). на мировую экономику в настоящее время все большее и большее влияние стали оказывать финансовые слияния в силу преобладания в последние годы финансового капитала над промышленным капиталом.

Одно из существенных отличий слияний среди аудиторских фирм и слияний, происходящих между обычными компаниями, имеет непосредственное отношение к форме права собственности, характерной для аудиторских фирм. Традиционно компании этого профиля создаются в виде партнерства, где каждый партнер приобретает долю в фирме и таким образом обеспечивает свой интерес в ней, что уже входит в понятие простой собственности. В противоположность этому в большинстве наиболее крупных компаний финансовое участие (доля) директоров в капитале организации является незначительной по сравнению с большинством внешних собственников. Поэтому решение о том, принимать предложение о слиянии или нет, будет исходить от акционеров, рассматривающих этот вопрос прежде всего через призму влияния данного процесса на стоимость портфеля их инвестиций в компанию. Следовательно, наиболее важным вопросом для акционеров компании-цели является цена, которую предлагает поглощающая компания. После того, как произошло слияние, акционеры могут переоформить свой портфель, используя полученные акции или/и деньги. Наоборот, в партнерстве компания при принятии решения о слиянии учитывает также то, как это решение отразится на сотрудниках компании, таким образом, решение о принятии или не принятии предложения о слиянии будет зависеть в таких компаниях от того, какая выгода незамедлительно будет получена в результате реализации процесса слияния, а также от того, как это скажется, в свою очередь, на сотрудниках компании. Таким образом, партнеры заинтересованы в том, чтобы их личные интересы

Похожие материалы

Информация о работе