Выбор Корпоративных Информационных Систем: вчера, сегодня, завтра. Этапы развития рынка. Анализ рынка КИС, страница 3

Таким образом, в период становления и развития рынка система автоматизации основное развитие получило направление автоматизации бухгалтерского учета. Ряд отечественных производителей в данный период не остановились на уровне бухучета и продолжали разработки по расширению функционала своих систем до уровня корпоративных систем, решающих уже целый комплекс задач. Росло понимание среди потенциальных потребителей систем автоматизации о пользе таких систем и необходимости их активного использования во все более жесткой конкурентной борьбе. Кроме того, этот рост вызывал совершенно естественное желание узнать больше об информационных технологиях, что, несомненно, способствовало росту грамотности в данной области.

В таком состоянии рынок подошел к своему следующему этапу в развитии, начало которого приходится на середину 90-х годов прошлого столетия

Второй этап – середина 90 х годов - до кризиса 1998 года.

К этому моменту ряд отечественных производителей систем автоматизации, которые не остановились на уровне бухгалтерского учета вышли на рынок с предложением именно КИС. Причем это предложение существенно отличалось по ценовым меркам от соответствующих предложений западных производителей, которые к тому времени только начинали процессы локализации и адаптации своих систем к российскому рынку и законодательству.

Кроме того, в данный период пошло активное развитие партнерской сети многих отечественных производителей, что существенным образом отразилось на развитии рынка в регионах страны. Этому также способствовал рост грамотности специалистов, причем не только в области ИТ, но и в области технологий управления. Активно входят в жизнь понятия обследование бизнес-процессов предприятия, пуско-наладочные работы, проекты внедрения КИС и т.п. На многих предприятиях стали уделять большое внимание ИТ вообще. Особенно это касается компьютеризации рабочих мест специалистов, сетевых решений, вовлечение предприятий в мировую сеть Интернет и т.п. Создаются специальные подразделения для решения задач, связанных именно с ИТ, так называемые АСУ.

Увеличение числа КИС с одной стороны и понимание необходимости использования современных технологий учета и растущая грамотность специалистов предприятий, привело к тому, что проблема выбора КИС перед потенциальными заказчиками встала более остро. Уже мало кто верил декларируемым функциональным возможностям в соответствующих рекламных проспектах.

Большинство предприятий в тот период для того, чтобы выбрать систему самостоятельно проводили анализ существующего рынка КИС. При этом для ряда предприятий основным критерием выбора была стоимость продукта, для других – использование уже системы автоматизации бухгалтерского учета того же производителя, для третьих – высокий рейтинг системы и предприятия-производителя на рынке. Лишь немногие при выборе системы ставили акцент на ориентацию системы на соответствующую отрасль и ее адаптивные возможности. При этом сам процесс выбора протекал достаточно долго – в среднем от года до полутора лет. Во главе проектов по выбору и внедрению стояли в основном либо руководители отделов автоматизации, либо главные бухгалтера. Мало кто из руководителей предприятия непосредственно контролировал процесс выбора системы и процесс внедрения выбранной системы.

Многие предприятия в этот период, так или иначе, выбрали КИС и приступили к процессу ее внедрения. Результаты этих проектов, конечно, различные. Но необходимо отметить, что большинство предприятий столкнулось с одной стороны с недоработанными отечественными системами, а с другой с неадаптированными еще зарубежными продуктами. В результате чего, те предприятия, которые в своем выборе остановились на отечественных разработках, были вынуждены серьезно дорабатывать приобретенные системы. И здесь необходимо отметить, что ряд производителей отечественных КИС в этот момент проявили себя достаточно грамотно. Они не бросили своих клиентов наедине с не реализованными функциональными возможностями, а взяли на себя ответственность и затраты на доработку этих возможностей. Поэтому они не только не потеряли своих клиентов, но и получили, по сути, хорошее техническое задание на доведение своего продукта до совершенства. Таким же образом воспользовались данной ситуацией зарубежные производители КИС. Именно в этот период они бросили большое количество сил на локализацию и адаптацию своих систем к работе на российском рынке.