Выбор Корпоративных Информационных Систем: вчера, сегодня, завтра. Этапы развития рынка. Анализ рынка КИС, страница 2

Подводя определенный итог ситуации, сложившейся на рынке систем автоматизации в начальный период его формирования и становления хотелось бы отметить следующее. Итак, начальный этап характеризовался достаточно небольшим предложением на рынке КИС, малой грамотностью предприятий в этой области и соответствующим непониманием комплексного подхода к решению задач управления; неустойчивым экономическим положением и стремлением «сорвать куш» до того как что-нибудь случиться.

Все это не могло служить хорошей основой для динамичного развития и продвижения на рынке систем уровня корпоративного управления. Но, несмотря на это, ряд предприятий стремились и делали попытки приобрести и внедрить КИС.

Конечно, проблема выбора КИС в тот период не стояла так остро просто, потому что выбирать особо было не из чего, да и интерес к ИТ только начинал формироваться. Но, тем не менее, выбор необходим уже тогда, когда претендентов на выбор больше 1. А именно так и было уже в тот период.

К середине 90-х уже достаточно большое число предприятий приобрело и использовало в своей деятельности системы автоматизации бухгалтерского учета. Причем, как правило, контакт производителя подобного программного обеспечения (ПО) и заказчика ограничивался непосредственно фактом продажи «коробки» продукта, обучения работе с системой в течение нескольких часов, технического сопровождения и горячей линии. С одной стороны, большой необходимости в проведении серьезных проектов как бы и не было, так как, во-первых, сам бухгалтерский учет полностью формализован, хотя и претерпевает постоянные изменения, во-вторых, эта формализация носит централизованный характер, причем ее осуществляет и контролирует государство, и в связи с этим все ПО, автоматизирующие этот вид учета, в принципе не сильно отличались. И для того, чтобы его использовать достаточно было просто научится работать с соответствующим программным продуктом. Но с другой стороны отсутствие проектов внедрения даже таких систем приводило к тому, что, как правило, автоматизировался просто тот бардак, который существовал на предприятии. Речи об оптимизации внутренних бизнес-процессов, хотя бы связанных только с бухгалтерским учетом не было. В результате чего, в большинстве случаев данные программные средства не служили повышению ни эффективности ведения бухгалтерского учета, ни управления предприятием в целом. Данное ПО стало инструментом для автоматического пересчета больших массивов данных и формирования форм бухгалтерской отчетности. Но, тем не менее, нужно отметить, что даже такое использование ИТ оказало большой эффект. Основная часть его заключалась в том, что люди стали привыкать к использованию ИТ и уровень доверия к результатам работы систем рос. В связи с этим появились тенденции на то, чтобы перекладывать на системы все больший функционал, особенно связанный с рутинной работой.

Надо отметить, что основное направление продвижения КИС в то время было направлено на Москву и ее окрестности, т.к. столица всегда была центром финансовых потоков страны и именно здесь можно было рассчитывать поставщикам ПО на проявление реального спроса на их продукцию и услуги. Кроме того, в то время, не было, да не могло быть развитой партнерской сети у поставщиков комплексных систем. Все это несколько отдалило периферию как информационно, так и технически от возможностей приобретения и использования ИТ такого класса.

Основными критериями выбора в тот период были стоимость и функциональные возможности систем. А основными способами выбора были личные контакты и переговоры с поставщиками данного программного обеспечения.

В то время мало кто задумывался над вопросом «А что дальше?». Что будет потом после приобретения «коробки» достаточно дорогостоящего продукта, как будет развиваться приобретенный продукт, каким будет технического и консультационное сопровождение и т.п.