Крановый асинхронный электропривод с микроконтроллерным ограничителем грузоподъемности, страница 2

Коэффициенты kU и kf должны определяться в режиме «обучения» ограничителя (введении информативной характеристики в память МК), и непосредственно при измерении массы груза в работе. Для примера рассмотрим нахождение поправочных коэффициентов при работе в режиме «обучения»: 

U2202 m2 = f (i)⋅ku _об k f _об ;    ku _об =  2 ;   k f _об = ff50т22 ;

Uт

где: U220 =220 В, f50=50 Гц; Uт – текущее значение фазного напряжения Uф; fт – текущее значение частоты сети f.

Для проверки адекватности математической модели и подтверждения возможности определения массы поднимаемого груза косвенным методом были сняты экспериментальные зависимости частоты вращения и тока статора от массы поднимаемого груза. Экспериментальные исследования проводились на натурном образце мостового крана МК-10.

 

Рис. 4. Экспериментальная зависимостьРис. 5. Экспериментальная зависимость n=f(m) кранового электропривода I1=f(m) кранового электропривода

Как видно, экспериментальная характеристика частоты вращения от массы груза n=f(m) (рис. 4) имеет линейный характер. Погрешность определения массы груза по зависимости n=f(m), построенной по двум точкам (холостой ход и максимальный груз – 9т), составляет не более 5%, что упрощает ввод информативной характеристики в память МК в режиме «обучения» ограничителя.

Экспериментальная характеристика тока статора от массы груза I1=f(m) (рис. 5), имеет явно выраженный нелинейный характер в зоне рабочих нагрузок. Ошибка определения массы груза по зависимости I1=f(m), построенной по двум точкам, может составить более 15% (Δm2), поэтому необходимо получение нескольких точек для построения кусочно-линейной  характеристики, вводимой в память МК.

На рис. 6 приведена функциональная схема кранового электропривода с МК ограничителем грузоподъемности  и регистрации параметров. Входное трехфазное напряжение через резистивные делители поступает на аналоговые входы МК. Датчики тока бесконтактные и подключены в цепь контактор – асинхронный двигатель. Датчик скорости, установлен на валу АД. МК1 производит измерение рабочих параметров (U, I1, n, f, и др.) и передачу в МК2 (по последовательному каналу связи с оптронной развязкой), который обеспечивает индикацию параметров и ввод с ручного пульта команд, данных, ключа считывания. 

Команда ограничения веса на крюке поступает из МК1 через силовой ключ на контактор и блокирует его работу. На табло МК2 высвечивается значения веса на крюке, срабатывает световая и звуковая сигнализация, срабатывает программа регистрации параметров в памяти МК. Сигнал SA1 определяет режим «обучение»/«измерение». Сигнал

SA2 поступает от контактной автоматики крана и разрешает измерение массы на крюке в первом положении рычага управления  кабины машиниста.

ВЫВОДЫ

1. Обоснована возможность реализации ограничителя грузоподъемности для кранов  мостового типа с использованием

Рис. 6. Функциональная схема  кранового электропривода с микроконтроллерным косвенного метода измерения массы ограничителем грузоподъемности и груза. регистратором параметров                                      2. В качестве информативных параметров     для      косвенного определения массы поднимаемого груза предложены и экспериментально подтверждены частота вращения n и ток статора  I1.

3.  Для устранения ошибки, вносимой отклонениями параметров питающей сети и получения приемлемых результатов для определения массы поднимаемого груза рекомендовано введение поправочных коэффициентов по напряжению kU и по частоте kf.

4.  Предложена схема микроконтроллерного ограничителя  грузоподъемности, в которой используется для определения массы поднимаемого груза  ток статора или частота вращения асинхронного двигателя.

Список литературы

1.  Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10382-00).- М.: ПИО ОБТ, 2000.- 268 с.

2.  Однокопылов Г.И., Однокопылов И.Г. Обеспечение живучести электродвигателей переменного тока: Монография. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 187 c.

3.  Дементьев Ю.Н., Однокопылов Г.И., Однокопылов И.Г. Асинхронный электропривод кранового механизма с микроконтроллерным ограничителем грузоподъемности // Изв. вузов. Электромеханика. 2006. № 3. С. 49-53.

4.  П.Р. Баранов, Ю.Н. Дементьев, И.Г. Однокопылов Математическая модель асинхронного двигателя со встроенным электромагнитным приводом тормозного устройства // Известия ТПУ. 2006. № 1. С. 159-163.

5.  Орлов Д.Ю., Однокопылов И.Г. Ограничитель грузоподъемности крана мостового типа по статическому моменту АД механизма подъема // IX Междунар. научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Современная техника и технологии», г. Томск, 7-11 апреля 2003 г. Труды. В 2-х т. – Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2003.– Т. 1.– 322 с.