Нормоконтроль технической документации как неотъемлемая часть стандартизации, страница 7

-  прейскуранты и т.д.

2.5. Оценка качества при проведении нормоконтроля.

При оценке качества технической документации используются такие понятия, как “дефект”, “ошибка”, “погрешность”. Они близки по смыслу, но не являются синонимами.

Согласно ГОСТ 15467‑79 под дефектом понимается каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Например, выход детали за пределы допуска, царапина на защитном покрытии изделия. Применительно к технической документации, с которой должен работать нормоконтролер, вышеперечисленные термины имеют следующее толкование:

Дефект  ‑ нарушение требований НД, общепринятых норм, положений и рекомендаций.

Ошибка - нарушение обязательных для исполнителя требований, правил и принципов, вытекающих из положений, регламентируемых действующими НД.

Таким образом, дефект является более широким понятием, чем ошибка. Неопрятный вид документа, неудачно выбранный масштаб, расположение изображения - это дефекты, но не ошибки.

Погрешность ‑  величина отклонения свойства или показателя, вызванного нарушением установленных правил, принципов, норм. Таким образом, погрешность представляет количественную характеристику дефекта и может быть оценкой не только ухудшения, но и необоснованного улучшения показателя, свойства.

Дефекты можно разделить на виды по следующим признакам:

-  по характеру дефекта;

-  по месту появления дефекта;

-  по времени возникновения дефекта;

-  по причине возникновения дефекта;

-  по времени обнаружения дефекта и виду контроля, при котором дефект был обнаружен;

-  по последствиям дефекта;

-  по количеству или частоте появления;

-  по величине и направлению погрешности.

Для оценки качества технической документации используют классификацию обнаруженных при нормоконтроле ошибок. В зависимости от значимости и характера ошибки относят к определенным категориям (группам).

-  Ошибки, при обнаружении которых документация возвращается без дальнейшего нормоконтроля. Например, необоснованность разработки, некомплектность;

-  Ошибки, вызывающие исправимый брак;

-  Ошибки, вызывающие неисправимый брак;

-  Ошибки, вызывающие задержку в производстве;

-  Ошибки, требующие только выпуска извещения об изменении и проведения соответствующих  исправлений  в документах.

Каждая категория (группа) ошибок в зависимости от их характера и содержания оценивается соответствующим баллом (коэффициентом весомости).

После анализа ошибок на предприятии составляют перечень основных, характерных ошибок, которые затем систематизируют в зависимости от их значимости и характера по категориям (группам) и помещают в таблицу классификатора ошибок. Каждая группа ошибок оценивается своим баллом, а каждой ошибке присваивается кодовое обозначение в зависимости от ее содержания.

Такой классификатор служит для однозначной оценки ошибок и для записи замечаний нормоконтролера в целях экономии времени.

Классификатор согласовывают с подразделениями-разработчиками технической документации и утверждают на уровне руководства предприятия.

Качество нормоконтроля зависит от того, в каком режиме он проводится. При пассивном контроле осуществляют только проверку документации. При активном контрроле помимо проверки контролируют приведенные в чертежах и другой технической документации данные, а также предлагают изменения с целью улучшения конструктивных, технологических и эксплуатационных вопросов.

Специфические особенности нормоконтроля предъявляют к нормоконтролерам особые требования. Приобретение опыта работы, должного авторитета и установление деловых взаимоотношений для успешной совместной работы с разработчиками может быть достигнуто в результате напряженной полезной и инициативной работы нормоконтролеров в течение длительного периода.

Нормоконтролеры не должны предъявлять разработчикам ненужные и спорные требования. Подход к однородным вопросам у нормоконтролеров должен быть выработан общий, поэтому обсуждение спорных вопросов, возникающих в практике повседневной работы нормоконтролеров, должно быть коллективное.

Вопросы для самоконтроля усвоения знаний

1. Какие предметы и процессы подлежат стандартизации, а какие не подлежат стандартизации?

2. Охарактеризуйте порядок решения типовой задачи стандартизации и порядок принятия решений для единичной ситуации.

3. Что понимается под унификацией?

4. В чем состоит различие между симплификацией, унификацией заимствованием, унификацией построением рядов?

5. В чем состоит сущность экспертизы?

6. Что понимается под контролем?

7. Охарактеризуйте общие цели и сущность нормоконтроля технической документации.

8. Перечислите основные задачи, решаемые при проведении нормоконтроля технической документации?

9. Какие права предоставлены нормоконтролеру для реализации своих обязанностей?

10. За соблюдение каких требований несет ответственность нормоконтролер и решение каких вопросов не входит в зону его ответственности?

11. Какие требования предъявляются к нормоконтролерам? Перечислите основные требования и обоснуйте необходимость соблюдения этих требований.

12. Как оформляются замечания и предложения нормоконтролеров?

13. Охарактеризуйте содержание основных руководящих документов, используемых при проведении нормоконтроля.

14. Объясните, как используются при оценке качества технической документации такие понятия, как “дефект”, “ошибка”, “погрешность”.

15. К каким категориям (группам) относят обнаруженные при нормоконтроле ошибки в зависимости от их значимости и характера?

3. ПРОВЕРКА КОНСТРУКТИВНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

[1, 3]

3.1. Содержание работ по проверке конструктивной преемственности.

Конструкторскую документацию до проведения нормоконтроля проверяют с точки зрения целесообразности выпуска данного комплекта в целом и отдельных, входящих в его состав чертежей и документов - это и есть проверка конструктивной преемственности.

Для этого проверяют возможность полной или частичной замены контролируемого объекта стандартизованным или ранее выпущенными конструкциями, причем предпочтение отдается наиболее часто применявшимся.