Предмет, задачи и методы социальной демографии. Практическая значимость демографии для белорусской модели развития

Страницы работы

Фрагмент текста работы

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Кафедрагосударственного управления социальной сферой

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института государственной службы

Начальник учебно-методического управления

Проректор по учебной работе

_____________

_________  

____________  

«___» ___________2004 г.

«___» ___________2004 г.

«___» __________2004 г.

Учебно-тематический план

изучения дисциплины  «Социальная демография»                                                                                                                   

для слушателей специальности Г.17.00.00П «Государственное управление социальной сферой»

Форма обучения - заочная

Всего  по дисциплине – 76 час.

Формы контроля – зачет, сам. раб.

Курс – 1, 2

В том числе по видам занятий:

Сессия – 3,4

лекци. – 10, практ.. – 6, тем.диск. – 22, сам.раб. - 38

Вид и номер занятия

Номер и наименование раздела, темы;

 учебные вопросы

Время, отводимое на занятие

(к-во часов)

Материальное обеспечение занятий (ТСО, раздаточные материалы и др.)

лекции

практ., семин. занятия

занятия

темат. дискус-сии

деловые игры, тренин-ги

упр-мая самост.

работа

Л.1.1.

Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной демографии

1.Объект и предмет, метод, основные категории демографии.

2.Краткая история становления демографии как науки.

3.Практическая значимость демографии для белорусской модели развития.

4.Международная программа действий по народонаселению

2

Электронная презентация, раздаточные материалы

ПЗ 1.1.

Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной демографии

1.Объект и предмет демографии.

2.Метод демографии.

3.Краткая история становления демографии как науки.

4.Практическая значимость демографии для белорусской модели развития.

5.Международная программа действий по народонаселению

6. Основные категории демографии

2

ТД 1.1.

Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной демографии

1. Основные категории демографии

2.Международная программа действий по народонаселению

3. Практическая значимость демографии для белорусской модели развития.

2

СР 1.

Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной демографии

1.Краткая история становления демографии как науки.

2.Международная программа действий по народонаселению

3. Основные категории демографии

12

ПЗ 2.2.

Тема 2. Источники информации и населении и демографических процессах

1.Перепись населения как основной источник информации о населении.

2.Текущий учет населения.

3.Выборочное обследование.

2

Раздаточные материалы

ТД 2.2.

Тема 2. Источники информации и населении и демографических процессах

1.Перепись населения как основной источник информации о населении.

1.1.Значимость данных переписи населения.

1.2.Краткая история проведения учетов и переписей населения в мире и на территории Беларуси.

1.3.Программа переписи населения.

1.4.Научные принципы проведения переписей населения.

1.5.Категории населения, учитываемые переписью.

1.6.Программа переписи населения.

2

ТД 2.3.

Тема 2. Источники информации и населении и демографических процессах

1.Текущий учет населения.

2.Выборочное обследование.

2

Л. 3.2.

Тема 3. Численность и структура населения

1.Динамика численности населения.

2.Структура населения по полу и возрасту.

3.Структура населения по брачному состоянию.

4.Национальный состав населения.

5.Образовательный уровень населения.

2

Электронная презентация, раздаточные материалы

ПЗ 3.3.

Тема 3. Численность и структура населения

1.Динамика численности населения.

2.Образовательный уровень населения.

2

ТД 3.4.

ТД 3.5.

Тема 3. Численность и структура населения

1.Динамика численности населения.

2.Структура населения по полу и возрасту.

3.Структура населения по брачному состоянию.

4.Национальный состав населения.

4

СР 3.

Тема 3. Численность и структура населения

1.Динамика численности населения.

2.Структура населения по полу и возрасту.

3.Структура населения по брачному состоянию.

4.Национальный состав населения.

5.Образовательный уровень населения.

12

Л. 4.3.

Тема 4. Рождаемость и репродуктивное поведение

1.Основные показатели и тенденции рождаемости.

2.Рождения вне зарегистрированного брака.

3.Планирование семьи.

4.Репродуктивные установки и репродуктивное поведение.

5.Демографическая политика в области рождаемости.

2

Электронная презентация, раздаточные материалы

ТД 4.6.

Тема 4. Рождаемость и репродуктивное поведение

1.Основные показатели и тенденции рождаемости.

2.Основные причины роста уровня рождаемости в 1983-1986 гг.

3.Основные причины снижения уровня рождаемости в 90-е гг.

2

ТД 4.7.

Тема 4. Рождаемость и репродуктивное поведение

1.Рождения вне зарегистрированного брака.

2.Планирование семьи.

3.Репродуктивные установки и репродуктивное поведение.

4.Демографическая политика в области рождаемости.

2

Л. 5.4.

Тема 5. Средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

1.Общие показатели.

2.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

3.Смертность по причинам.

4.Младенческая смертность.

5.Самооценка состояния здоровья населения Беларуси

6.Самосохранительное поведения.

7.Государственная политика в области здоровья населения

2

Электронная презентация, раздаточные материалы

ТД 5.8.

Тема 5. Средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

1.Общие показатели.

2.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

3.Смертность по причинам.

2

ТД 5.9.

Тема 5. Средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

1.Младенческая смертность.

2.Самооценка состояния здоровья населения Беларуси

3.Самосохранительное поведения.

4.Государственная политика в области здоровья населения

2

СР 5.

Тема 5. Средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

1.Общие показатели.

2.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

3.Смертность по причинам.

4.Государственная политика в области здоровья населения

14

Л. 6.5.

Тема 6. Миграционные процессы

1.Трансформация миграционных процессов и общие итоги миграции.

2.Внутриреспубликанские миграции между городом и селом.

3.Миграция населения между Беларусью и странами СНГ и Балтии.

4.Эмиграция за пределы стран СНГ и Балтии.

5.Вынужденная миграция (беженцы).

6.Нелегальная миграция.

7.Международная трудовая миграция.

2

Электронная презентация, раздаточные материалы

ТД 6.10

Тема 6. Миграционные процессы

1.Трансформация миграционных процессов и общие итоги миграции.

2.Внутриреспубликанские миграции между городом и селом.

3.Миграция населения между Беларусью и странами СНГ и Балтии.

2

ТД 6.11.

Тема 6. Миграционные процессы

1.Вынужденная миграция (беженцы).

2.Нелегальная миграция.

3.Международная трудовая миграция.

2

Самостоятельная работа

Зачет

ВСЕГО

10

6

22

38

ИТОГО

76


ЛИТЕРАТУРА:

1.  Борисов В.А. Демография. М. 1999.

2.  Шахотько Л.П. Население Республики Беларусь в конце ХХ века. Мн.: 1996.

3.  Прибыткова И.М. Основы демографии Киев. 1997

4.  Современная демография М.1995

5.  Демография. Современное состояние и перспективы развития. М.1997

6.  Народонаселение. Энциклопедический словарь. М.1994

7.  Демографический энциклопедический словарь. М.1985

8.  Курс демографии /Под ред. А. Я. Боярского М.: Статистика, 1974.

9.  Валентей Д. И., Кваша А. Я. Основы демографии. М.: Мысль, 1990.

Электронные источники:

1.  Веб-сайте по демографии: http://www.demoscope.ru

2.  Веб-сайте кафедры народонаселения http://www.demostudy.ru

3.  Веб-сайте Госкомстат России http://gks.ru

4.  Веб-сайте Перепись 2002 г. в России http:// www.perepis2002.ru

Учебно-тематический план разработан Шахотько Л.П., профессором

План рассмотрен на заседании кафедры государственного управления социальной сферой и рекомендован к утверждению.

Протокол №2 от 15.09.2004 г.

Заведующий кафедрой                                                               С.В. Лапина

D:\Мои документы\Учебные программы и планы-2004\Учебно-тематические планы\Социальная демография.doc


АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Кафедрагосударственного управления социальной сферой

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института государственной службы

Начальник учебно-методического управления

Проректор по учебной работе

_________  

_________  

____________  

«___» ___________2004 г.

«___» ___________2004 г.

«___» __________2004 г.

Учебно-тематический план

изучения дисциплины  «Социальная демография»                                                                                                                   

для слушателей специальности Г.17.00.00П «Управление социальной сферой»

Форма обучения - заочная

Всего  по дисциплине – 48 час.

Формы контроля – зачет, сам. раб.

Курс – 2

В том числе по видам занятий:

Сессия - 4

лекци. – 12, практ.. – 4, тем.диск. – 4, сам.раб. – 20

Вид и номер занятия

Номер и наименование раздела, темы;

 учебные вопросы

Время, отводимое на занятие

(к-во часов)

Материальное обеспечение занятий (ТСО, раздаточные материалы и др.)

лекции

практ., семин. занятия

занятия

темат. дискус-сии

деловые игры, тренин-ги

упр-мая самост.

работа

Л.1.1.

Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной демографии

1.Объект и предмет демографии.

2.Метод демографии.

3.Краткая история становления демографии как науки.

4.Практическая значимость демографии для белорусской модели развития.

5.Международная программа действий по народонаселению

6. Основные категории демографии

2

Электронная презентация, раздаточные материалы

СР 1.

Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной демографии

1.Краткая история становления демографии как науки.

2.Международная программа действий по народонаселению

3. Основные категории демографии

8

Л.2.2.

Тема 2. Источники информации и населении и демографических процессах

1.Перепись населения как основной источник информации о населении.

§  Значимость данных переписи населения.

§  Краткая история проведения учетов и переписей населения в мире и на территории Беларуси.

§  Программа переписи населения.

§  Научные принципы проведения переписей населения.

§  Категории населения, учитываемые переписью.

§  Программа переписи населения.

2.Текущий учет населения.

3.Выборочное обследование.

2

Раздаточные материалы

Л.3.3.

Тема 3. Численность и структура населения

1.Динамика численности населения.

2.Структура населения по полу и возрасту.

3.Структура населения по брачному состоянию

Похожие материалы

Информация о работе