Предмет, задачи и методы социальной демографии. Практическая значимость демографии для белорусской модели развития

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Кафедрагосударственного управления социальной сферой

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института государственной службы

Начальник учебно-методического управления

Проректор по учебной работе

_____________

_________  

____________  

«___» ___________2004 г.

«___» ___________2004 г.

«___» __________2004 г.

Учебно-тематический план

изучения дисциплины  «Социальная демография»                                                                                                                   

для слушателей специальности Г.17.00.00П «Государственное управление социальной сферой»

Форма обучения - заочная

Всего  по дисциплине – 76 час.

Формы контроля – зачет, сам. раб.

Курс – 1, 2

В том числе по видам занятий:

Сессия – 3,4

лекци. – 10, практ.. – 6, тем.диск. – 22, сам.раб. - 38

Вид и номер занятия

Номер и наименование раздела, темы;

 учебные вопросы

Время, отводимое на занятие

(к-во часов)

Материальное обеспечение занятий (ТСО, раздаточные материалы и др.)

лекции

практ., семин. занятия

занятия

темат. дискус-сии

деловые игры, тренин-ги

упр-мая самост.

работа

Л.1.1.

Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной демографии

1.Объект и предмет, метод, основные категории демографии.

2.Краткая история становления демографии как науки.

3.Практическая значимость демографии для белорусской модели развития.

4.Международная программа действий по народонаселению

2

Электронная презентация, раздаточные материалы

ПЗ 1.1.

Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной демографии

1.Объект и предмет демографии.

2.Метод демографии.

3.Краткая история становления демографии как науки.

4.Практическая значимость демографии для белорусской модели развития.

5.Международная программа действий по народонаселению

6. Основные категории демографии

2

ТД 1.1.

Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной демографии

1. Основные категории демографии

2.Международная программа действий по народонаселению

3. Практическая значимость демографии для белорусской модели развития.

2

СР 1.

Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной демографии

1.Краткая история становления демографии как науки.

2.Международная программа действий по народонаселению

3. Основные категории демографии

12

ПЗ 2.2.

Тема 2. Источники информации и населении и демографических процессах

1.Перепись населения как основной источник информации о населении.

2.Текущий учет населения.

3.Выборочное обследование.

2

Раздаточные материалы

ТД 2.2.

Тема 2. Источники информации и населении и демографических процессах

1.Перепись населения как основной источник информации о населении.

1.1.Значимость данных переписи населения.

1.2.Краткая история проведения учетов и переписей населения в мире и на территории Беларуси.

1.3.Программа переписи населения.

1.4.Научные принципы проведения переписей населения.

1.5.Категории населения, учитываемые переписью.

1.6.Программа переписи населения.

2

ТД 2.3.

Тема 2. Источники информации и населении и демографических процессах

1.Текущий учет населения.

2.Выборочное обследование.

2

Л. 3.2.

Тема 3. Численность и структура населения

1.Динамика численности населения.

2.Структура населения по полу и возрасту.

3.Структура населения по брачному состоянию.

4.Национальный состав населения.

5.Образовательный уровень населения.

2

Электронная презентация, раздаточные материалы

ПЗ 3.3.

Тема 3. Численность и структура населения

1.Динамика численности населения.

2.Образовательный уровень населения.

2

ТД 3.4.

ТД 3.5.

Тема 3. Численность и структура населения

1.Динамика численности населения.

2.Структура населения по полу и возрасту.

3.Структура населения по брачному состоянию.

4.Национальный состав населения.

4

СР 3.

Тема 3. Численность и структура населения

1.Динамика численности населения.

2.Структура населения по полу и возрасту.

3.Структура населения по брачному состоянию.

4.Национальный состав населения.

5.Образовательный уровень населения.

12

Л. 4.3.

Тема 4. Рождаемость и репродуктивное поведение

1.Основные показатели и тенденции рождаемости.

2.Рождения вне зарегистрированного брака.

3.Планирование семьи.

4.Репродуктивные установки и репродуктивное поведение.

5.Демографическая политика в области рождаемости.

2

Электронная презентация, раздаточные материалы

ТД 4.6.

Тема 4. Рождаемость и репродуктивное поведение

1.Основные показатели и тенденции рождаемости.

2.Основные причины роста уровня рождаемости в 1983-1986 гг.

3.Основные причины снижения уровня рождаемости в 90-е гг.

2

ТД 4.7.

Тема 4. Рождаемость и репродуктивное поведение

1.Рождения вне зарегистрированного брака.

2.Планирование семьи.

3.Репродуктивные установки и репродуктивное поведение.

4.Демографическая политика в области рождаемости.

2

Л. 5.4.

Тема 5. Средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

1.Общие показатели.

2.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

3.Смертность по причинам.

4.Младенческая смертность.

5.Самооценка состояния здоровья населения Беларуси

6.Самосохранительное поведения.

7.Государственная политика в области здоровья населения

2

Электронная презентация, раздаточные материалы

ТД 5.8.

Тема 5. Средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

1.Общие показатели.

2.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

3.Смертность по причинам.

2

ТД 5.9.

Тема 5. Средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

1.Младенческая смертность.

2.Самооценка состояния здоровья населения Беларуси

3.Самосохранительное поведения.

4.Государственная политика в области здоровья населения

2

СР 5.

Тема 5. Средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

1.Общие показатели.

2.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

3.Смертность по причинам.

4.Государственная политика в области здоровья населения

14

Л. 6.5.

Тема 6. Миграционные процессы

1.Трансформация миграционных процессов и общие итоги миграции.

2.Внутриреспубликанские миграции между городом и селом.

3.Миграция населения между Беларусью и странами СНГ и Балтии.

4.Эмиграция за пределы стран СНГ и Балтии.

5.Вынужденная миграция (беженцы).

6.Нелегальная миграция.

7.Международная трудовая миграция.

2

Электронная презентация, раздаточные материалы

ТД 6.10

Тема 6. Миграционные процессы

1.Трансформация миграционных процессов и общие итоги миграции.

2.Внутриреспубликанские миграции между городом и селом.

3.Миграция населения между Беларусью и странами СНГ и Балтии.

2

ТД 6.11.

Тема 6. Миграционные процессы

1.Вынужденная миграция (беженцы).

2.Нелегальная миграция.

3.Международная трудовая миграция.

2

Самостоятельная работа

Зачет

ВСЕГО

10

6

22

38

ИТОГО

76


ЛИТЕРАТУРА:

1.  Борисов В.А. Демография. М. 1999.

2.  Шахотько Л.П. Население Республики Беларусь в конце ХХ века. Мн.: 1996.

3.  Прибыткова И.М. Основы демографии Киев. 1997

4.  Современная демография М.1995

5.  Демография. Современное состояние и перспективы развития. М.1997

6.  Народонаселение. Энциклопедический словарь. М.1994

7.  Демографический энциклопедический словарь. М.1985

8.  Курс демографии /Под ред. А. Я. Боярского М.: Статистика, 1974.

9.  Валентей Д. И., Кваша А. Я. Основы демографии. М.: Мысль, 1990.

Электронные источники:

1.  Веб-сайте по демографии: http://www.demoscope.ru

2.  Веб-сайте кафедры народонаселения http://www.demostudy.ru

3.  Веб-сайте Госкомстат России http://gks.ru

4.  Веб-сайте Перепись 2002 г. в России http:// www.perepis2002.ru

Учебно-тематический план разработан Шахотько Л.П., профессором

План рассмотрен на заседании кафедры государственного управления социальной сферой и рекомендован к утверждению.

Протокол №2 от 15.09.2004 г.

Заведующий кафедрой                                                               С.В. Лапина

D:\Мои документы\Учебные программы и планы-2004\Учебно-тематические планы\Социальная демография.doc


АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Кафедрагосударственного управления социальной сферой

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института государственной службы

Начальник учебно-методического управления

Проректор по учебной работе

_________  

_________  

____________  

«___» ___________2004 г.

«___» ___________2004 г.

«___» __________2004 г.

Учебно-тематический план

изучения дисциплины  «Социальная демография»                                                                                                                   

для слушателей специальности Г.17.00.00П «Управление социальной сферой»

Форма обучения - заочная

Всего  по дисциплине – 48 час.

Формы контроля – зачет, сам. раб.

Курс – 2

В том числе по видам занятий:

Сессия - 4

лекци. – 12, практ.. – 4, тем.диск. – 4, сам.раб. – 20

Вид и номер занятия

Номер и наименование раздела, темы;

 учебные вопросы

Время, отводимое на занятие

(к-во часов)

Материальное обеспечение занятий (ТСО, раздаточные материалы и др.)

лекции

практ., семин. занятия

занятия

темат. дискус-сии

деловые игры, тренин-ги

упр-мая самост.

работа

Л.1.1.

Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной демографии

1.Объект и предмет демографии.

2.Метод демографии.

3.Краткая история становления демографии как науки.

4.Практическая значимость демографии для белорусской модели развития.

5.Международная программа действий по народонаселению

6. Основные категории демографии

2

Электронная презентация, раздаточные материалы

СР 1.

Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной демографии

1.Краткая история становления демографии как науки.

2.Международная программа действий по народонаселению

3. Основные категории демографии

8

Л.2.2.

Тема 2. Источники информации и населении и демографических процессах

1.Перепись населения как основной источник информации о населении.

§  Значимость данных переписи населения.

§  Краткая история проведения учетов и переписей населения в мире и на территории Беларуси.

§  Программа переписи населения.

§  Научные принципы проведения переписей населения.

§  Категории населения, учитываемые переписью.

§  Программа переписи населения.

2.Текущий учет населения.

3.Выборочное обследование.

2

Раздаточные материалы

Л.3.3.

Тема 3. Численность и структура населения

1.Динамика численности населения.

2.Структура населения по полу и возрасту.

3.Структура населения по брачному состоянию

Похожие материалы

Информация о работе