Проектирование базы данных продажи железнодорожных билетов. Выделение объектов базы данных и их характеристики

Страницы работы

Фрагмент текста работы

БЕЛОРУССКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ

союз потребительских обществ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

____________________________________________________________________

Кафедра информационно-вычислительных систем

КУРСОВАЯ работа

по дисциплине «Системы баз данных»

на тему «Проектирование базы данных продажи железнодорожных билетов»

Студентки

факультетаэкономики и управления

специальностиуправление информационными ресурсами

___4____ курса, группы__C-41__     _________  ____________  А.А.___

                                                                                    (дата)              (подпись)                       (Ф.И.О.)

Научный руководитель

доцент, к.ф.-м.н.  _________   _________     __________     __

(ученая степень,                        (оценка)         (дата)                     (подпись)                  (Ф.И.О.)

ученое звание, должность)

Гомель __2013__ (год)


СОДЕРЖАНИЕ

1     Концептуальное проектирование базы данных. 5

1.1         Анализ предметной области. 5

1.2         Выделение объектов базы данных и их характеристики. 7

1.3         Выявление связей между объектами, условий, налагаемых на объекты и связи. 11

1.4         Создание концептуальной модели данных с помощью CASE-метода…………………………………………………………………………….16

2     ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ.. 22

2.1         Определение отношений, атрибутов и их доменов, обеспечение целостности. 22

2.2         Нормализация отношений базы данных. 26

2.3         Создание физической модели базы данных с помощью ERwin  30

3     ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ В СРЕДЕ СУБД ACCESS. 34

3.1         Генерация базы данных в СУБД Access с помощью физической модели данных. 34

3.2         Организация ввода и корректировки данных (формы) 36

3.3         Описание информационных потребностей пользователей и   выбор способов их реализации (запросы и отчеты) 39

3.4         Разработка интерфейса (главной кнопочной формы) 40

3.5         Разработка руководства пользователю базой данных. 41

3.6         Тестирование базы данных. 43

3.7 Оценка эффективности работы с данными. 45

ВВЕДЕНИЕ

Ядро любой информационной системы составляет информационная база, преобладающей формой организации которой является база данных. Под базой данных (БД) понимается множество взаимосвязанных элементарных групп данных (информации), которые могут обрабатываться одной или несколькими прикладными системами.

Система управления базами данных (СУБД) — комплекс программных языковых средств, необходимых для создания баз данных, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации.

Каждая СУБД должна удовлетворять следующим требованиям:

•  обеспечивать пользователю возможность создавать новые базы данных и определять их схему (логическую структуру данных) с помощью специального языка — языка определения данных; поддерживать разнообразные представления одних и тех же данных;

•  позволять «запрашивать» данные (информацию из базы) и изменять их с помощью языка запросов или языка манипулирования данными; допускать интеграцию и совместное использование данных различными приложениями;

•  поддерживать хранение очень больших массивов данных, измеряемых в гигабайтах, в течение длительного времени, защищая их от случайной порчи и неавторизованного использования, а также обеспечивать в случае необходимости модификацию базы данных и доступ к данным путем запросов, т. е. гарантировать безопасность и целостность данных;

•  контролировать доступ к данным одновременно для многих пользователей; исключать влияние запроса одного пользователя на запрос другого и не допускать одновременного доступа, который может испортить данные, т. е. гарантировать управление параллельным доступом к данным.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что при продаже железнодорожных билетов собирается огромный поток информации, данных, который необходимо хранить, обрабатывать и при необходимости на него ссылаться, проводя различного рода анализы. Поэтому должна быть создана база данных.

Цель курсовой работы – разработка базы данных для продажи железнодорожных билетов.

Задачами работы являются:

• исследовать предметную область сотрудника по продаже железнодорожных билетов;

• изучить основы ER-метода и применить его для построения модели данных;

• разработать ER-модель;

• построить реляционную модель данных;

• обосновать реляционность построенной модели базы данных.

• продемонстрировать ее в реляционной СУБД  Access;

• дать оценку эффективности построенной базы данных.

В работе изложен и использован такой метод проектирования базы данных, как метод «сущность-связь» или ER-метод, который реализован в CASE средстве AllFusionERwinDataModeler фирмы ComputerAssociates.

В работе подробно описана процедура построения логической и физической модели базы данных, обоснована нормализация модели данных, целостность данных при их модификациях.

Объектом исследования является касса по продаже железнодорожных билетов. Предмет исследования – кассир, который занимается продажей билетов.

В процессе работы были использованы теоритические сведения таких авторов, как Дейт К.Дж., Коннолли Т., Роб П., Диго С.М., Рудикова Л.В. и др., а также методические пособия за авторством Мовшовича С.М., Сулейманова К.Г и др.

Структура курсовой работы включает введение, три раздела, заключение, список использованных источников и приложения, а также рисунки которых насчитано 15 по всему тексту курсовой работы.

1  Концептуальное проектирование базы данных

1.1 Анализ предметной области

Анализ предметной области включает в себя ряд аспектов.

Анализ деятельности предприятия: определение рабочего пространства предприятия и роли автоматизированной системы в этом пространстве; общей структуры предприятия.

Определение пользовательских требований - подготовка и сбор документации в виде обобщенной информации (комментарии, отчеты, опросы, анкеты и др.).

Выработка общей стратегии разработки базы данных: установление целей путем анализа информационных потребностей; постановка задачи и фиксация ограничений; определение базы данных, которую следует создавать (распределенную, целостную), и необходимые для этого коммуникационные средства; определение сферы действия (что будет включено в базу данных - все предприятие либо его некоторые подразделения) и границ возможностей (определяются имеющимся    оборудованием и программным обеспечением).

Таким образом, на данном этапе создается общая информационная модель, включающая выходные документы, в которых:

•  указаны цели разрабатываемой базы данных, записаны корректная постановка задачи и рекомендации по выбору СУБД;

•  дается описание предметной области рассматриваемой задачи

Похожие материалы

Информация о работе