Теория потребительского поведения. Процесс формирования спроса со стороны отдельного покупателя на разные блага

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

  • Конечная цель всякого производства - удовлетворение потребностей людей.
  • В условиях рынка потребности людей выступают в форме платежеспособного спроса - потребностей, обеспеченных денежными ресурсами.
  • Рыночный спрос представляет собой сумму спросов, предъявляемых отдельными потребителями.
  • Процесс формирования спроса со стороны отдельного покупателя на разные блага называется потребительским поведением или потребительским выбором.

2

  • Экономическая наука исходит из того, что потребители ведут себя на рынке рационально.
  • Сочетание наших потребностей и цены товара делает нас рациональными потребителями.
  • Рационально — значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях.

3

  • Главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т.е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке.
  • Совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе, стремясь достичь максимально возможной степени удовлетворения потребностей.

4

  • Полезность блага - это его способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение.
  • Полезность выражает не столько физические свойства блага, сколько отношение к нему потребителя, суждение потребителя о благе, т.е. субъективное его восприятие.
  • Полезность блага зависит от интенсивности потребности и количественной ограниченности блага.

5

  • Любому бесконечно малому увеличению количества блага (Q) соответствует прирост общей полезности (TU).
  • С увеличением количества благ (Q) общая полезность (TU) постепенно возрастает. При этом предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается.
  • Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда предельная полезность становится = 0. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

6

Кривая предельной полезности

7

Различают предельную (дополнительную) и совокупную полезность

  • Предельная полезность (MU) - это дополнительная полезность, извлекаемая из потребления дополнительной единицы благ.
  • По мере увеличения количества потребляемых товаров их предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
  • Предельная полезность носит убывающий характер.
  • Закон убывающей предельной полезности - по мере увеличения количества потребляемых товаров их предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
  • Совокупная (общая, суммарная) полезность (TU) - полезность, приносимая всей массой потребляемых благ.
  • Совокупная полезность есть сумма предельных полезностей.

8

Факторы, ограничивающие возможность приобретения блага

  • Цена товара
  • Доход потребителя (бюджетное ограничение)
  • Бюджетное ограничение и, следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляют потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.
  • Рациональный потребитель - это тот, кто стремится максимизировать совокупную полезность в условиях бюджетного ограничения, определяемого уровнем его дохода и существующими ценами.
  • Правило максимизации полезности - рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к его цене одинаковы для всех товаров.

9

  • Теория потребительского поведения предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т. е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств).
  • Потребительский выбор - оптимальный выбор, обеспечивающий достижение потребителем наибольшей полезности в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
  • Потребительское равновесие – это состояние, при котором потребитель покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь свой доход и максимизирует полезность.

10

  • Поведение потребителя во многом определяется его доходами

Похожие материалы

Информация о работе