Спрос и предложение. Термины. Объем спроса (величина спроса). Графическое изображение зависимости между рыночными ценами блага и величинами предложения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

(слайд 1)

Экономика. Стоматология. Занятие 3. Спрос и предложение. Термины

(Слайд 2). Рынок  — система, обеспечивающая взаимодействие продавцов и покупателей для определения цены и необходимого количества товара и услуг, является саморегулирующей системой воспроизводства, все звенья которой работают под воздействием закона спроса и предложения.

(Слайд 3).

(Слайд 4). Взаимодействие продавцов и покупателей в экономических системах, основанных на рыночных принципах, происходит на рынках факторов производства и на рынках товаров и услуг. Интересы покупателей выражаются рыночным спросом, производителей — предложением. Поэтому спрос, предложение и цену называют основными элементами рынка.

(Слайд 5). Спрос — это платежеспособная потребность покупателей, выраженная в денежной форме, т. е. желание, стремление покупателей приобрести на рынке данный товар при данной цене в соответствии со своими потребностями и денежными средствами (величина дохода потребителя).

Объем спроса (величина спроса)— это количество товара, которое готов купить отдельный потребитель, группа людей или все население в целом в течение определенного времени по той или иной цене данного товара при прочих равных условиях.

Между ценой и объемом спроса существует обратно пропорциональная зависимость, выражающаяся в том, что при прочих равных условиях при повышении цены единицы товара объем спроса понижается и наоборот.

Закон спроса — между уровнем цены (P) и величиной спроса (Q) существует обратная зависимость

График спроса — графическое изображение зависимости между рыночными ценами блага и величинами предложения данного блага в данный момент времени.

(Слайд 6). Кривая спроса:

Зависимость спроса и предложения  на услуги от цены

P – цена на услуги;

D – кривая спроса (от англ. demand – спрос);

Q - количество услуг;

(Слайд 7). Почему снижение цены увеличивает спрос на товар?

А  Эффект роста выгоды -  снижение  цены уменьшает расходы при прежней полезности товара. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов, покупатель получает больше выгоды.

Б. Эффект дохода – снижение цены позволяет покупателю приобрести его в большем объеме. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя. Но только по отношению к данному товару.

С. Эффект замещения – подешевевший товар относительно удорожает другие  товары, поэтому покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

(Слайд 8). Помимо цены данного блага на спрос покупателей влияют и другие факторы, получившие название неценовых. В этом случае изменяется не объем спроса, а непосредственно спрос.

К неценовым факторам относятся: цены благ, заменяющих данное благо в потреблении (товары-субституты); цены благ, дополняющих данное благо в потреблении (комплементарные блага); доход потребителя, выделенный им для покупки данного товара; вкусы и предпочтения потребителей; условия потребления; инфляционные и дефляционные ожидания покупателей и пр.

(Слайд 9).В экономической литературе для измерения степени реагирования покупателей на изменение цен и доходов используется концепция эластичности спроса на товар или услугу.

Если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса, то такой спрос называют эластичным.

Если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет величину спроса, то такой спрос называют неэластичным.

(Слайд 10).Различают эластичность спроса по цене, перекрестную эластичность и эластичность спроса по доходу.

Коэффициент ценовой эластичности спроса  (E) рассчитывается по формуле:

Если этот показатель больше 1, то спрос по цене будет эластичным. И, наоборот, если показатель будет меньше 1, то спрос по цене будет неэластичным.

На коэффициент эластичности влияют главным образом три фактора:

- величина предельно возможных затрат покупателя на данный товар

- качество, количество и цена на товары заменители (субституты)

- число конкурирующих продавцов данного товара

(Слайд 11). Расчетперекрестной эластичности и эластичности спроса по доходу

Похожие материалы

Информация о работе