Автомобильная промышленность. Текущая ситуация и перспективы развития. Потенциально отечественный авторынок

Страницы работы

68 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

недостаточными для поиска, разработки и реализации как «прерывны») решений, так и для проведения системной работы по расширенному воспроизводству качественной автомобильной техники.

В условиях опережающего роста материальных затрат, связанного с удорожанием ключевых ресурсов (электроэнергия, черные и цветные металлы, химическая продукция) прогнозируемая норма прибыли будет падать с 10-11% валового выпуска в 2000-2001 гг. до 5-7% в 2003-2004 гг. и 3-4% к 2005 г. Это приведет к обострению дефицита финансовых ресурсов для модернизации производственно-технологического аппарата отрасли.

При сохранении существующих таможенных пошлин ожидаемое расширение спроса на легковые автомобили будет в значительной мере покрыто за счет увеличения импорта.

Это нанесет ущерб отечественным производителям и, в конечном итоге, экономике России в целом за счет спада производства и снижения доходов занятых в автомобильной промышленности и смежных отраслях.

После относительно успешных для российского автопрома 1999-2000 г. в нынешнем году вновь наметилось снижение объемов производства в секторах грузовых автомобилей и автобусов, но уровень производства, соответствующий 1990 г. не достигнут (см. рис. 1, 2). Качественные показатели автотехники были улучшены многими предприятиями, но конкурентного уровня они пока не достигли. На примере легковых автомобилей можно проследить, что

2 В настоящее время сложилось серьезное отставание в конструкции отечественных автомобилей, что выражается в низких технических показателях силовых агрегатов, отсутствии на большинстве выпускаемых автомобилей противобуксовочных (ASR) и антиблокировочных (ABS) систем, современной светотехники, бортового информационного терминала и других электронных систем управления, систем пассивной безопасности и т.д.

44


расширение спроса сопровождалось опережающим расширением импорта, в особенности подержанных автомобилей.

Так, в 1997-1998 гг. продажи иномарок достигали трети товарооборота автомобилей, причем из примерно 1.2 млн. иномарок поставленных на учет в ГИБДД в этот период более 70% составляли подержанные автомобили (см. прил. 2). На каждые 100 автомобилей, производимых в России, в 1994-1998 гг. приходилось от 30 до 70 ввозимых иномарок Вследствие девальвации рубля доля импорта в продажах новых автомобилей снизилась до 17% (1999 г., по стоимости). В настоящее время ценовой разрыв между наиболее массовыми марками отечественных автомобилей и их импортными аналогами сократился до 20-30%. По итогам 2000 г. импорт иномарок вырос на 14%, результаты первого квартала 2001 г. позволяют оценить прирост импорта в этом году в объеме 15%.

В дальнейшем резко возрастает угроза экспансии импорта на фоне удешевления иномарок, которое весьма вероятно при введении в Европе новых экологических стандартов и правил утилизации старых автомобилей. В рамках сложившихся тенденций импорт автомобилей увеличится к 2005 г. примерно в полтора раза и покроет более половины прироста общего спроса на автомобили (см. табл. 2).

Таблица 2. Развитие рынка 2001-2005 гг., тыс. шт.

Существующие пошлины

Новые пошлины1

прирост

структ

темп

прирост

структ

темп

Спрос на легковые автомобили

436

100

1.35

426

100

1.34

Внутренний

364

83

1.35

355

83

1.34

Экспорт

72

17

1.36

71

17

1.35

Покрытие спроса

436

100

1.35

426

100

1.34

Производство

253

58

1.26

368

86

1.38

импорт всего

184

42

1.69

58

14

1.22

новые (до 3-х лет)

50

11

1.69

23

5

1 32

от 3 до 7

45

10

1.38

111

26

1,94

после 7

89

20

2.16 i

-76

-18

0.00

Повышенные - на автомашины со сроком эксплуатации 3-7 лет, запретительные - свыше 7 пет

Увеличение импорта также уменьшит стимулы к развитию иностранных сборочных производств на территории России и не будет способствовать притоку инвестиций из-за рубежа. Кроме этого, имеются данные ГИБДД, указывающие на повышенное количество ДТП с участием подержанных иномарок по сравнению с отечественными автомобилями

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
655 Kb
Скачали:
0