Всё не так. Опускаются руки. Был я когда-то отличником. Щадящий режим. Рука друга, страница 3

Теперь собственно о пятиклассниках. Так исторически и географически сложилось, что в моем ближайшем соседстве живут пятеро пятиклассников: три девочки и два мальчика, причем все из одного класса. Двое полные отличники, двое – «почти», один, что называется, твердый четверочник. То есть ребятишки не глупые, не ленивые – обычные, нормальные. И вот, представьте, бывшая отличница Наташа получает тройку. Ее родители рассказывали, как она переживала. Ей было до того стыдно, что она – невозможное прежде событие – спрятала дневник от родителей. Позднее плакала: «Надо мной все смеяться будут, издеваться». Мама с папой как могли успокоили дочь. Но и сами недоумевали: почему вдруг Наташа стала хуже учиться?

Дело в том, что очень часто в первом классе средней школы вылезают огрехи, что возникли у ученика в школе начальной. Например, быстрый счет или умение прочесть правило и понять его, а не только вызубрить. Или почерк. Были когда-то в школах уроки каллиграфии, назывались – чистописание. Перваки покрывали страницы своих тетрадей – в косую линеечку! – кляксами, потому что писать приходилось чернилами и стальным пером №86. Трудно! Зато навык чистописания оставался, считай, на всю жизнь. Потом пришло увлечение скорописью, кто шариковой ручкой каракули выводит, кто гелевой. Учительница первая, она-то уже привыкла в каракулях каждого ученика разбираться. А новым недосуг вчитываться в корявые строчки, так что и где нет ошибки, а все едино пометку ставят.

Скажете, несправедливо. Да. Но надо же и учителей понять. Хотя вот еще одна, совсем недавняя история: Юра принес домой двойку. Три последние года подряд он приносил в дневнике только пятерки, начальную школу окончил  с похвальным листом. И вдруг двойка! Для мальчика это был шок. Он даже плакать не мог. Пробуйте понять человека: и хочется учиться, и старается, а ему такая пилюля. Знаете, за что? Он перепутал домашнее задание, то есть номера заданий по русскому языку записал в графу «Математика». И выполнил не те упражнения.

Двойка!

К следующему уроку мальчик выполнил и то, что сейчас было задано, и прошлое задание. Ему было трудно. Но он так и не понял, что та несчастная двойка была не только наказанием, но и прежде всего «воспитательная мера», примененная учительницей для того, чтобы нерадивый, по ее мнению, ученик начал больше стараться. Стимул, понимаете, такой – двойка.

А Юра сейчас учится, получает пятерки, четверки и гадает: будет он, как прежде, отличником? Или его так и будут «стимулировать»?

УРОК №4. ЩАДЯЩИЙ РЕЖИМ

Давно установлено, что с переходом ребенка в подростковый возраст внимание к нему родителей существенно ослабевает. Ребенок и вправду – не как раньше – многое уже может делать самостоятельно. Родителям кажется, что даже бесконтрольно. На самом деле это одна из грубейших родительских ошибок. Пятиклассник нуждается в помощи не менее, даже более, чем прежде.

Да, он уже способен не только разогреть обед, но и самостоятельно что-то себе приготовить. Например, яичницу пожарить, чай вскипятить, бутерброд изладить. Мы уже не боимся, что у него в руках спички, острый нож – не маленький. Коли так, мы смело (и с долей облегчения) решаем: значит, он может и домашнее задание готовить сам, и, когда что-то непонятно, товарищу позвонит. Некоторые продвинутые родители гордятся: мы держим ребенка «не длинном поводке».

На самом деле «поводок» попросту отпущен, ребенок остался не только без контроля, но и без помощи.

Но почему вы решили, что в связи с «ростом самостоятельности» жизнь вашего ребенка стала легче? Помимо тех трудностей, о которых мы говорили выше, у него появилось немало других. Смотрите, всего год назад он приходил домой, делал уроки и шел гулять. Или устраивался дома – с любимыми игрушками. А теперь у него поменялся весь режим жизни, и над уроками приходится подолгу горбатиться, и времени для игр почти не остается.

Потому что домашние задания стали труднее: и объем увеличился, и, главное, сложность возросла. Так что ученику-пятикласснику нужно не только посчитать столбики, к примеру, пяти упражнений, но и решить пару задач. Для чего сначала требуется понять чего же от тебя хотят. Это не просто: перевести километры в часы, то есть расстояние во время (или наоборот) или вес в объем. Такого раньше не задавали, но подобного рода умственные операции и есть то, что мы прежде определили как «изменение способа мышления».

Вопрос: может ли десятилетний ребенок на первом месяце учебы в пятом классе, можно сказать, в одночасье произвести такое изменение? Ответ очевиден. Тогда другой вопрос: кто ему поможет? Учитель, у которого сотни учеников? Такие же, как он сам, соклассники? Нет, только вы, родители.