Всё не так. Опускаются руки. Был я когда-то отличником. Щадящий режим. Рука друга

Страницы работы

Содержание работы

УРОК №1. ВСЁ НЕ ТАК.

В четвертом классе все было просто и понятно: вот моя учительница, к которой за прошлые годы ты привык (и она тебя знает вдоль и поперек), вот классная комната, куда путь от раздевалки, кажется, можно пройти даже с закрытыми глазами. На переменах вокруг тебя примерно такие же, как ты, юные школяры.

И вдруг – все не так, как было раньше.

Представьте десятилетнего ребенка, вот он попал в новое здание, где хитросплетение неизведанных коридоров и каждый урок проходит в новом кабинете. Легко заблудиться, потеряться, опоздать на урок. И уроки тоже другие, новые: тут и информатика, и экономика, и история, и основы безопасности жизнедеятельности. По каждому предмету – надо запомнить, кто что преподает, как выглядит, запомнить имя-отчество.

Положение пятиклассника сложное: он, конечно, стал старше, но если оглядеться во время перемены, то он – самый в школе младший. Увы! Кругом – старшеклассники. Когда-то ты их видел из далека, они казались загадочными, и очень хотелось стать таким же. Увы! Кругом – старшеклассники. Когда-то ты их видел издалека, они казались загадочными, и очень хотелось стать таким же. Но оказалось, что старшеклассники не всегда добры и ласковы, наоборот, они часто кричат на тебя, могут толкнуть, пнуть.

В столовую вас раньше – всем классом – водила учительница. Там к вашему приходу уже были накрыты столы, каждому полагалась своя тарелка, своя кружка. Все знали: эти столы для 1-го «Б», а эти – для 2-го «А». Неизменный распорядок и твердая устойчивость событий рождали безмятежность взглядов на школьную жизнь. И вдруг выяснилось, что после звонка надо стремглав мчаться в столовую, чтоб занять место в очереди, а старшие отталкивают, лезут без очереди, и запросто можно остаться без булочки и компота.

Все эти обстоятельства сильно «нагружают» психику школьника. Поэтому в начале пятого класса у многих детей может возникнуть растерянность, даже страх перед школой. То есть еще ничего не случилось, но страшно, что что-то ужасное произойдет: неизвестность, калейдоскоп лиц, новых требований приводят ребенка в постоянное нервное напряжение. Все это вызывает органические реакции: головную боль, расстройство желудка, бессонницу или, наоборот, постоянную сонливость, заторможенность. Данные медиков говорят о том, что, к примеру, учащиеся первых и пятых классов гораздо чаще жалуются на боли в животе, чем другие. Специалисты называют эти проявления адаптацией к школе. В пятом – как в первом.

Надо иметь в виду и то, что пятый класс – конец детства, период, непосредственно предшествующий отрочеству. Десять лет – это и начало полового созревания, когда происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме. Многие дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы.

Десять лет – старт всей взрослой жизни, а подростковый возраст, как известно, едва ли не самый сложный. Но в это время дети в основном открыто и доверчиво относятся  к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей и всех взрослых понимания и поддержки. Не забудем, пятикласснику приходится не только переживать собственные физиологические и психологические изменения, но и приспосабливаться к новым требованиям учителей.

В начальной школе один из коренных принципов обучения – единство требований к ученику – соблюдался простейшим способом: один и тот же педагог учил и родному языку, и математике, и природоведению. Он один требовал порядка на уроках, проверял домашние задания и устанавливал отношения между своими подопечными. А теперь каждая учительница устанавливает в классе свои порядки.

В умных книгах написано: «Основными задачами развития в этом возрасте являются: 1) овладения базовыми школьными знаниями и умениями; 2) развитие навыков сотрудничества со сверстниками; 3) развитие умения правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; 4) формирование умения добиваться успеха и правильно относится к успехам и неудачам; 5) развитие уверенности в себе». Все правильно, только «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». В школьной практике каждый учитель использует (если вообще этим занимается) свои приемы «развития» и «формирования». И не всегда удачно.

УРОК №2. РУКИ ОПУСКАЮТСЯ... ОПУСКАЮТСЯ...

С переходом в пятый класс меняется не только внешняя обстановка. Самые серьезные изменения ученик наблюдает в отношении к нему учителей. Во многих учебниках по педагогике, в разнообразных инструкциях и директивах записано: главная задача начальной школы состоит в том, чтобы не убить природную любознательность ребенка, чтобы сохранить и закрепить желание учиться.

Похожие материалы

Информация о работе