Профессионально-педагогические учебные заведения. Формы и методы освоения квалификации педагога профессиональной школы, страница 4

Выполнение письменных работ, сдача зачетов и экзаменов — это формы контроля профессиональных знаний и умений студен­тов. Они регламентируются правилами, разработанными и утверж­денными вузом.

С целью обеспечения высокой эффективности овладения про­фессионально-педагогической профессией необходимо создание таких условий, как:

-  обеспечение студентов научно-методическими пособиями, учебной литературой, лабораториями, возможностью работать в Интернете;

-  установление оптимального соотношения объемов аудитор­ной и самостоятельной работы;

-  организация учебно- и научно-исследовательской работы сту­дентов;

-  стимулирование самостоятельной работы студентов, их профессионального самообразования и самовоспитания.

В качестве основания выделения форм, средств и методов освое­ния квалификации «педагог профессионального обучения» выступают:

- рабочая программа, которой обучают будущих рабочих в профессиональном училище, лицее, и специализация, которой должен в совершенстве овладеть выпускник профессионально-педа­гогического вуза;

-теория, которая лежит в основе владения практическими дей­ствиями, умением, навыками, компетентностью:

- в необходимом объеме предоставленная практическая дея­тельность по освоению прежде всего специализации, понимание ее роли в психолого-педагогических знаниях.

формы, средства и методы обучения в высшей профессиональ­ной школе во многом определяются материально-технической ба­зой. Именно она определяет выбор используемых форм, методов и средств обучения.

Установлено, что конкурентоспособность рабочих во многом определяется конкурентоспособностью профессиональных училищ и лицеев, любых учебных структур учебных заведений, которые занимаются профессиональной переподготовкой, подготовкой и повышением квалификации рабочих (например, учебные центры при предприятиях, службе труда и занятости, учреждениях допол­нительного образования).

Именно поэтому студенты изучают в течение 5 лет очного обу­чения и 6 лет заочного обучения общие гуманитарные, социаль­но-экономические, общие математические и естественно-научные дисциплины, а также дисциплины, установленные учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию, общепрофессиональные дисциплины и дисципли­ны отраслевой подготовки, должны систематически заниматься профессиональным самообразованием.

Дисциплины специализации устанавливаются вузом в зависи­мости от вида образовательной программы. Предусмотрены дис­циплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом или техникумом (колледжем).

Определены сроки освоения основной образовательной про­граммы выпускником по рассматриваемой нами специальности: теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую ра­боту студентов, практикумы, практики, из них:

-  квалификационная — по рабочей профессии;

-  -технологическая;

-  педагогическая;

-  преддипломная.

Государственным образовательным стандартом предусмотрена итоговая государственная аттестация, включающая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.

Профессионально-педагогические учебные заведения осуществ­ляют профессиональную подготовку будущих педагогов профес­сионального обучения, имея в своей структуре факультеты и кафедры, позволяющие обеспечивать высокий уровень подготовки педагогов профессионального обучения к выполнению следующих видов профессионально-педагогической деятельности:

-  профессиональное обучение;

-  производственно-технологическая деятельность;

-  методическая работа;                                                .

-  организационно-управленческая деятельность;

-  научно-исследовательская работа;                     

-  культурно-просветительская работа.

Утвержденное содержание профессионально-педагогического образования определяет формы и методы освоения квалификации педагога профессионального обучения. К ним относятся:

-  методы теоретического обучения;

-  методы практического (производственного) обучения;

-  ведущие формы организации теоретического обучения (лек­ция, семинар, лабораторная работа, экскурсия, консультация, самостоятельная работа и т.п.);

-  ведущие формы организации производственного (практиче­ского) обучения (занятия в учебных мастерских, специализированных лабораториях и т.п.; производственная практика, мастер-класс, интегрированные учебные занятия и т.п.).

Содержание профессионально-педагогического образования — это содержание процесса перевода первокурсника из одного, ме­нее совершенного состояния в другое, более совершенное, когда студент считается выпускником вуза'.

Профессионально-педагогическое образование представляет со­бой сущностную сторону становления личности, оно выполняет эко­номическую и социальную функции. Первая определяется участием образования в воспроизводстве рабочих кадров посредством форми­рования профессионального потенциала членов общества, вторая направлена на формирование всесторонне развитой личности.