Профессионально-педагогические учебные заведения. Формы и методы освоения квалификации педагога профессиональной школы, страница 3

-  теоретическая и прикладная механика;

-  специальные технологии (машиностроение, швейное произ­водство, теория металлургических, экономических, юридическихи т. п. процессов);

-  метрология, стандартизация и взаимозаменяемость;

-  электротехника и электроника;

-  материаловедение;

-  специальные разделы, которые касаются изучения сущности той или иной специализации (агроинженерия, агрономия, вете­ринария, дизайн, машиностроение и технологическое оборудова­ние, материаловедение и обработка материалов, производство то­варов широкого потребления, строительство, автомобильное хо­зяйство, информатика и вычислительная техника, экономика и управление, электроэнергетика, электротехнология и т.п.).

Как видно из ГОС, важную роль играет взаимосвязь технологи­ческого, профессионального и психолого-педагогического знаний (рис. 6).

Освоение студентами квалификации педагога профессиональ­ного обучения осуществляется посредством различных форм, ме­тодов обучения в высшей профессионально-педагогической школе. Форма обучения в вузе согласно педагогике высшей школы пред­ставляет собой способ осуществления учебно-воспитательного про­цесса, характеризуемый различной степенью самостоятельности будущих специалистов в приобретении желательной квалификации.

                Перечень возможных форм обучения в вузах закреплен в ст. 6 Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном обра­зовании». Это очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) формы и экстернат.

Очное обучение (дневное) предполагает значительный удель­ный вес аудиторских занятий, требующих участия преподавателя. Его величина составляет 50 % времени, отводимого учебным пла­ном на освоение образовательной программы. Другая половина времени теоретического обучения — самостоятельная работа сту­дентов. Она нуждается в совершенствовании, изменении отноше­ния к ней со стороны студентов и преподавателей.

Эта форма обучения осуществляется, как правило, с отрывом от производства, с акцентом на аудиторные занятия в условиях непосредственного контакта студентов и преподавателя между со­бой. Преимущества очного обучения заключаются в возможностях изучения теории, анализа литературных источников, разбора прак­тических ситуаций с преподавателем, который сопровождает про­цесс и отвечает на вопросы студентов.

Заочное обучение, в отличие от дневной формы, позволяет изу­чать учебный материал самостоятельно, студенты работают на предприятиях, общение с преподавателями ограничивается сес­сиями и консультациями.

При заочном обучении аудиторные занятия составляют около 25 % очного обучения. Они, как правило, проводятся в период сессий, которые организуются два раза в год продолжительность по 20 — 25 дней в зависимости от курса обучения.

Обучение на сессиях традиционное:

-  лекции;                                                                .

-  консультации;                            

-  лабораторные работы;                  

-  семинарские и практические занятия.

Особую роль играют самостоятельная работа, выполнение кон­трольных работ, рефератов, курсовых работ и проектов.

Как правило, для студентов первого курса заочного обучения орга­низуются установочные сессии. На них студентов знакомят с учебно-методическими материалами, правилами обучения в вузе и т.п.

Очно-заочное (вечернее) обучение представляет собой опреде­ленное сочетание очной и заочной форм обучения.

Экстернат — это форма обучения, предполагающая самостоя­тельное изучение студентами дисциплин основной образователь­ной программы высшего профессионального образования с по­следующей текущей и итоговой аттестацией.

Формы организации учебного процесса в вузе — это совокуп­ность способов, методов, средств организации обучения, обеспе­чивающая освоение студентами изучаемых образовательных программ в соответствии с требованиями ГОС. Стандартами предусматрива­ется два способа организации учебного процесса:

-  теоретическое обучение;                                                     

-  практическое обучение.                                                      

-  Аудиторные занятия в вузе в соответствии с ГОС предполагают многообразие форм и видов их проведения:

-  лекции;

-  лабораторные (практические) занятия;                          

-  семинары.

Лекция способствует формированию системы знаний по изуча­емой дисциплине, развитию творческого мышления студентов, учебной рефлексии, профессиональной и педагогической культуры.

Практические занятия, как правило, помогают усвоению сту­дентами теоретических основ той или иной изученной дисципли­ны и способствуют формированию профессиональной компетент­ности педагога профессиональной школы, развитию педагогиче­ских способностей.

Семинары, как и другие практические занятия, выполняют важ­ные функции: текущий контроль результатов самостоятельной ра­боты, обучение студентов правилам и способам ведения дискус­сии, техникам публичного выступления и т.п.

Особую роль играет организация самостоятельной работы сту­дентов как в период проведения практических аудиторных заня­тий, так и в процессе подготовки к семинарам, к участию в сту­денческих научно-практических конференциях.