Исследование механизмов целостного восприятия. Постановка проблемы исследования. Постановка проблемы исследования

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Институт педагогики, психологии и социологии

Психолого-педагогический факультет

Эксперимент «Исследование механизмов целостного восприятия»

(Контрольная работа по курсу «Экспериментальная психология»)

Выполнили: слушатели профессиональной

переподготовки по программе

«Прикладная психология»

Проверил: ___________

Красноярск 2008

Теоретические выкладки

1. Эксперимент – один из основных  методов научного познания вообще, и психологического исследования в частности. Отличается особой позицией исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта с целью получения объективного знания о нем.

2. Восприятие – работа органов чувств и соответствующие ей субъективные образы – ощущения – составляют основу восприятия. Восприятие – процесс, который возникает в результате синтеза ощущений с помощью представлений и имеющегося опыта, т. е. это есть синтез объективного с помощью субъективного.

3. Целостность восприятия – свойство восприятия, характеризующееся тем, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. Проблемой целостности восприятия занималась гештальтпсихология, основные представители М. Вертгеймер, В.Келер, К. Коффка, К. Левин. Теоретическая формула целостного восприятия в гештальтпсихологии звучит следующим образом: «Существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что происходит в отдельной части целого, определяется внутренним законом всего этого целого». Восприятие зрительного поля определяется не отдельными ассоциациями, предшествующим опытом и т.д., а динамическими силами, определяющими целостность восприятия.

4. Гештальт – центральное понятие в гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания. Непереводимый термин.

5. Творческая деятельность  – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Организованная творческая деятельность происходит в форме систематических занятий в творческих коллективах, кружках (вокал, танцы, КВН, театр, художественное и литературное творчество и пр.).

Постановка проблемы исследования

В современном динамичном мире, для успешной жизнедеятельности человеку необходима высокая развитость психических процессов. Одним из таких важнейших процессов является способность к целостному восприятию, как основа для ориентации в окружающей человека действительности. Неразвитость процесса целостного восприятия ведет к проблемам в мышлении, невозможности овладеть высокоразвитыми мыслительными операциями, что ведет к затруднениям в социализации личности.  

Таким образом, исходя из выделенной проблематики, в данной работе нас интересует следующий вопрос: от чего зависит способность человека к целостному восприятию?

Гипотеза: мы предполагаем, что если человек регулярно занимается организованной творческой деятельностью, то у него выше развита способность к целостному восприятию, чем у человека, который не занимается регулярно и систематически какой-либо организованной творческой деятельностью.

Планирование процедуры эксперимента

Выбор плана: один из планов истинного эксперимента – план Фишера для двух рандомизированных групп.

Экспериментальная группа

R X O1

Контрольная группа

R -  O2

Где R – рандомизация, X – воздействие, O – итоговый замер.

Критерии истинного эксперимента:

1. Рандомизация, случайный отбор испытуемых при формировании экспериментальной и контрольной групп.

2. Наличие или отсутствие воздействия (в проведенном нами эксперименте это наличие или отсутствие регулярных занятий организованной творческой деятельностью).

3. Тестирование.

Выбор методики измерения: для  выявления способности целостного восприятия использовалась методика «Портрет». Она состояла из 8 штриховых рисунков, дающих возможность  «подетального восприятия» изображения на рисунке сюжетной зарисовки (кораблик, плывущий по волнам, дым, труба, летящие чайки и т.д.) или целостного восприятия «портретного изображения человека». На первом рисунке преобладала «сюжетная картинка» (кораблик, волны и т.д.), а в каждом из последующих с помощью технологии «деталей-подсказок» у испытуемого  появлялась возможность увидеть лицо, т.е. гештальт.

Побочные факторы: нами были выделены следующие побочные факторы:

- плохое зрение (способ контроля - при предъявлении картинки экспериментатор интересовался, хорошо ли видит испытуемый рисунок);

- усталость испытуемого к концу дня (способ контроля – эксперимент проводился в первой половине дня);

- различные посторонние отвлекающие воздействия (способ контроля – индивидуальная беседа с каждым испытуемым в отдельной комнате или за отдельным столом);

- выполнение испытуемым подобных методик  ранее (способ контроля – в постэкспериментальной беседе экспериментатор интересовался, приходилось ли испытуемому выполнять что-то подобное раньше).

Зависимая и независимая переменные:

НП – регулярные занятия организованной творческой деятельностью;

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
115 Kb
Скачали:
0