Исследование механизмов целостного восприятия. Постановка проблемы исследования. Постановка проблемы исследования, страница 2

ЗП – способность к целостному восприятия «лица» как гештальта.

Экспериментальная гипотеза:

Испытуемые, которые регулярно занимаются каким-либо видом  организованной творческой деятельностью, видят «лицо» на более ранних картинках, чем те, кто таковой не занимаются.

Формирование экспериментальной выборки

Критерии, которым должны отвечать испытуемые: студенты СФУ, 2-3 курс (18-20 лет), ранее не участвовавшие в подобных экспериментах, серьезно относящиеся к данному эксперименту.

План предварительной беседы:

1.  Приветствие и представление.

2.  Просьба поучаствовать в эксперименте.

3.  Выяснение возраста испытуемого.

4.  Определение в контрольную или экспериментальную группу посредством первичного опроса: «Занимаетесь ли Вы регулярно каким-либо видом творческой деятельности? Каким именно?»

Способ формирования экспериментальной и контрольной групп: рандомизация, т.е. способ случайного отбора.

Описание полученной группы испытуемых: таким образом, нами было сформировано 2 группы испытуемых по 40 человек в каждой, соответствующие вышеназванным критериям. Первую группу – экспериментальную – составили молодые люди, регулярно и систематически занимающиеся какой-либо организованной творческой деятельностью (пение, танцы, КВН и пр.) Вторую – контрольную - молодые люди, не занимающиеся организованной творческой деятельностью.

Описание хода эксперимента

Поскольку эксперимент предполагалось осуществлять непосредственно на учебных занятиях, предварительно проводилась беседа с преподавателем. Цель – договоренность о заполнении части учебного времени (~ 15 мин.) проведением эксперимента. Экспериментатор занимал место преподавателя за лекционным столом, испытуемые по одному подходили к нему и отвечали на вопросы, задаваемые им в ходе процедуры исследования.

Также проводились индивидуальные опросы среди студентов, занимающихся в Центре студенческой культуры СФУ и просто обучающихся во время перерыва.

Предварительная беседа:

- «Здравствуйте, мы проводим небольшое исследование, не могли бы вы нам помочь?»

- «Скажите, пожалуйста, сколько вам полных лет?»

- «Вы занимаетесь регулярно какой-либо творческой деятельностью, состоите в каком-нибудь творческом коллективе?» Если у респондента возникали затруднения в понимании этого вопроса, приводились примеры: поете, танцуете, театр, КВН и др.

Инструкция:

«Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы говорите, что на ней изображено». Если у испытуемого возникала необходимость проделать какие-либо манипуляции с картинкой (потрогать, приблизить, повернуть в ту или иную сторону), экспериментатор разрешал это.

Постэкспериментальная беседа:

После выполнения экспериментального задания, экспериментатор благодарил за участие испытуемого, интересовался, приходилось ли ему раньше участвовать в подобных экспериментах. Если у испытуемого возникал вопрос о его личных результатах, и что они означают, то экспериментатор должен был корректно объяснить ему, что каждый человек обладает различными способностями восприятия гештальта, (кто-то видит лицо, а кто-то кораблик). Разные люди обладают разными типами мышления, определяющими различение сюжета или гештальта на картинках, ни «кораблик», ни «лицо» не являются единственно верными вариантами ответа.

Представление экспериментальных данных

Таблица 1.1

Результаты выполнения экспериментального задания контрольной (НТВ) группой

Контрольная группа

№ картинки, на которой испытуемый увидел «лицо»

1,2,3

4,5

6,7,8

Не увидел

Кол-во человек

1

7

19

13

Таблица 1.2