Основные положения концепции формирования научно-исследовательской компетентности учителя в системе непрерывного образования

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Иркутский институт повышения квалификации работников образования,

г. Иркутск, Россия

В современных условиях учителям предоставлена возможность выбирать собственные варианты планов, разрабатывать концепции и технологии, обосновывать новые подходы к обучению и воспитанию – участвовать в преобразовании всех сторон педагогической практики на научной основе. Очень важно, чтобы учитель обладал всеми необходимыми знаниями и умениями для создания собственных продуктов педагогической деятельности.

Основные положения концепции формирования научно-исследовательской компетентности учителя в системе непрерывного педагогического образования на этапах вузовского и послевузовского образования, представленные в статье, отражают понимание цели организуемого процесса, сущности формируемого качества,  методологических оснований и ведущих принципов, а также средств организации данного процесса.

In the article the author determines the principal thesis of conception of formation of research competence in the system of continual education which supposes a choice of trained individual educational path.

Осознание глобальности социальных и культурных процессов в современном мире, существование единой социокультурной целостности, современный уровень информатизации и технологичности человеческого общества выдвигают высокие требования к личности, основным из которых является предельная компетентность в профессиональной деятельности, совершенствующаяся в процессе непрерывного образования и гармонично сочетающаяся с социальной ответственностью.

Анализ государственных документов[1] определяющих одним из приоритетных направлений государственной политики развитие образования, указывает на то, что решение основных задач и реализация основных направлений реформирования образования (изменение методов обучения за счет расширения веса тех, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения; восстановление и укрепление связи профессионального образования с практикой и научными исследованиями; создание механизма систематического обновления содержания образования всех уровней; ликвидация отставания от мировой науки в стандартах и качестве преподавания; предоставление всем выпускникам средней школы и всех ступеней профессионального образования знаний и базовых навыков в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию; обеспечение развития вариативности и доступности образовательных программ, переход от вариативности для преподавателя к вариативности для  учащегося и др. абсолютно невозможно без учета ключевого фактора – осознание сущности перемен, происходящих в обществе, анализ состояния и выработки адекватных путей их развития учителем, т.е. готовность и способность учителя стать агентом таких перемен в образовании.

Сложившиеся современные направления в мировоззрении общества, многовариативность человеческого прогресса, диалог и сотрудничество как единственное средство сохранения и развития цивилизации определяют необходимость актуализации субъектной позиции педагога, выражающейся в способности научно обоснованно влиять на достижение результатов организуемого им педагогического процесса, осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, быть стратегом профессиональной деятельности, осмысливать связи собственного «Я» с участниками целостного педагогического процесса.

Потенциальными возможностями перевода личности учителя в субъектную позицию обладает научно-исследовательская деятельность, позволяющая познавать, прогнозировать и преобразовывать действительность; совершенствовать профессиональную компетентность на протяжении всей жизни, мобилизуя обретаемые и пополняемые учителем знания и формируемые умения на поиск решения новых возникающих задач; принимать обоснованные профессиональные решения; формировать субъектную позицию учащегося. Научно-исследовательская деятельность «вскрывает» резервы личностного развития учителя и возможности оптимизации его педагогических влияний, тем самым, давая возможность отвечать на «вызовы» образовательной среды.

Несмотря на то, что проблемы педагогической  практики изучаются с позиций многих наук, именно учителю принадлежит ведущая роль в разрешении этих проблем. Именно ему приходится в конечном итоге интегрировать и использовать всю информацию в целях эффективной организации педагогического процесса, с учетом конкретных, во многом уникальных ситуаций. Поэтому одной из важнейших задач подготовки учителя в системе непрерывного педагогического образования становится формирование научно-исследовательской компетентности учителя.

Рассмотренные в проведенном исследовании теоретико-методологические основания позволили прийти к разработке концепции формирования научно-исследовательской компетентности учителя в системе непрерывного педагогического образования.

Ведущая идея концепции состоит в том, что эффективность формирования научно-исследовательской компетентности учителя в системе непрерывного педагогического образования – ведущего качества личности современного учителя – зависит от «включенности» субъекта в научно-исследовательское пространство, создающего основу для присвоения учителем накопленных человечеством знаний, влияющих на уровень его профессионализма, для формирования способности создавать новые педагогические знания и включать их в общую совокупность научных знаний, в целом – основу для непрерывного самосовершенствования в профессии.

Цель формирования научно-исследовательской компетентности – научно-исследовательская компетентность, как ведущее качество личности современного учителя – учителя-исследователя, рассматриваемого нами как специалист, занимающийся научно-исследовательской деятельностью и организующего педагогический процесс с учетом результатов своих исследований.

Философскими основаниями формирования научно-исследовательской

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
91 Kb
Скачали:
0